:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Бизнес-модели Six Apart

Разговорились мы вчера с squadette на тему разных рекламных площадок и своих собственных стартап-проектов, и всплыл в разговоре 6А. Так как их модель далека от рекламной, то интересно было её слегка подробнее изучить и для себя описать, предполагается, что это наведёт нас на дальнейшие мысли.

Для справки: Six Apart

Компания Six Apart появилась в 2002-м году, когда Бен и Мена Тротт, создавшие паблишинговый блог-движок Movable Type, поняли, что пожертвования, которые делают пользователи МТ, достаточны для того, чтобы оплачивать их расходы. После этого они начали работать над МТ и близкими проектами в полный рост, разработали ставший стандартом „протокол обратной связи“ Trackback и авторизационный сервис TypeKey, который должен стать своего рода „паспортом“ для пользователей TypePad и MovableType, а также любых сторонних приложений.

В 2003-м 6А превращается в венчурный стартап, деньги в который вложила японская компания Neoteny, и Джои Ито (Joi Ito). Также в 2003-м запускается hosted-blog-сервис под маркой TypePad, а в 2004-м 6А переводит МТ в категорию платных продуктов (при этом переоценив готовность блоггеров оплачивать прежде бесплатный, а теперь ещё и не самый совершенный продукт, а также странно изменив состав новго МТ, слишком сильно ограничив возможности). В конце 2004-го происходит самое последнее событие, вызвавшее сильный резонанс в блогосфере — поглощение Danga Interactive — разработчика блог-сервиса LiveJournal.

Бизнес-модель

Итак, 6А делает деньги не на рекламе, а на услугах и поддержке блоггеров, обслуживая их нужды и решая их задачи. В этом основа их бизнес и состоит. Они работают с живыми пользователями, и стараются охватить все ниши.

В первую очередь, это TypePad — прямой конкурент (ныне принадлежащего Гуглу) Блоггера, сервис, который нацелен на довольно продвинутую аудиторию, которая при этом не хочет возиться с вопросами хостинга. Три тарифа различаются свободным местом, предоплаченным исходящим трафиком, и набором доступных услуг, но ничего сверхъестественного не предлагают. Это почти исключительно персональный сервис.

Местные представительства (локализованный сервис): Бельгия, Япония, Франция, Испанию, Великобритания, Германия, Нидерланды, Финляндия.

Вторым идёт MovableType — привычный продукт, сделавший 6А известными. Продвинутые блоггеры, которые появились в 2001/2002-м году по привычке используют МТ, как паблишинговую платформу, и она приносит деньги сразу по нескольким статьям:

  • индивидуальные блоггеры и паблишеры оплачивают лицензию на МТ, как продукт
  • некоторые из них оплачивают ещё и сервис — установку МТ на хостинг заказчика
  • хостеры, желающие предложить своим клиентам „прогрессивный пакет“ с блог-движком в комплекте, оплачивают по контракту с 6А хостерскую лицензию, и, если требуется, установку/кастомизацию

Подо всё это созданы различные пакеты: персональные, коммерческие, образовательные и некоммерческие лицензии, различающиеся в основном количеством авторов и количеством поддерживаемых блогов. Благодаря гибкости и наработанным штепселям, МТ с успехом используется и в персональных блогах, и в корпоративных сайтах в качестве „минималистичной системы управления контентом“.

Сейчас жизнь ему существенно сложнил конкурент в лице WordPress, но 6А вполне могут рассчитывать на лояльность своих уже существующих пользователей.

Третьим теперь идёт LiveJournal, который должен покрыть менее взыскательную, зато более многочисленную аудиторию, оторвав и их от Блоггера. ЛЖ нам знаком и близок. Его бизнес-модель — это „плюшки за пожертвования“ — довольно низкая стоимость сервиса вполне может восприниматься, как пожертвование, но чтобы сделать его привлекательным и дать пользователям стимул дать сервису деньги, ЛЖ-владельцы постоянно раздумывают на всевозможными способами дать максимум „не очень важных, но приятных“ возможностей, превратив платные аккаунты не столько в продукт, сколько в статус пользователей.

Судя по тому, как развивается инфраструктура ЛЖ и по покупке „Фицпатрика и Ко“, можно предположить, что платные аккаунты не просто окупают затраты на хостинг, но и приносят достаточную прибыль (требуя, разумеется, существенных временных и интеллектуальных затрат на поддержку сервиса в рабочем состоянии).

Ссылки по теме

  • История 6А, рассказанная Меной Тротт @ sixapart.com

  • The Business of Software - Why invest in Six Apart?

    I can't fuckin' believe, что Алекс Москалюк мог написать такое:

    I'd have to side with Rambo and beg my ignorance in the SixApart investment case. Great people, great company, pretty powerful player with LiveJournal purchase, but how sustainable is their business model? Movable Type used to rule the blog world, but as soon as SixApart announced new licensing, open-source WordPress started gaining traction and today even ZDNet runs its http://blogs.zdnet.com on WordPress.

    „The company does have paying subscribers and makes pretty handsome income (LiveJournal alone has almost 100,000 paying accounts http://www.livejournal.com/stats.bml, and they're $25 a year), but the business model is replicable and so is the software.“)

    В разговоре о том, что бизнес — это не софт и не бизнес-модель, а построенное юзер-сообщество, говорить о том, что „есть сомнения в том, насколько это всё долговечно, раз можно сделать такой же софт и понятно, как и за что брать деньги“. Чума.

 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments