:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Музыкальные истории // Howl's Moving Castle и Spirited Away

Из истории

Давным давно, в поза-поза-...-позапрошлой жизни, в школе — и в обычной, и в музыкальной — на уроках музыки и сольфеджио нас учили очень важной и интересной вещи — слышать в мелодии не просто смену нот и ритмов, а восстанавливать из них огромные полотна того, что происходит. Что происходит в симфониях, что говорится в том или ином произведении.

В младших классах это зарисовывалось, в старших — описывалось словами. Было по-разному. Иногда преподаватель давал своё „либретто“ перед включением грампластинки, иногда нам говорили „слушайте, где это происходит, и кто действует в этом эпизоде“. Иногда не говорили ничего? зато много обсуждали потом. Обсуждали, впрочем, вообще всегда.

Самыми яркими примерами из того времени для меня остались „Времена года“, Прокофьев и Григ. Отголосками же того времени и того опыта стало изучение хорошей музыки в последние годы, которая чётко делится на „просто музыку“ и музыку образную, кинематографичную. Кинематографичную музыку пишут не только авторы звуковых дорожек к фильмам, это скорее способ воспринимать и выражать образы. И нет деления на „старую и новую“ школы — очень кинематографичны Гершвин, Дунаевский, но не менее образные и потрясающе красивые вещи есть у DJ Food, Chemical Brothers, Жан-Мишель Жарра, Криса Ри, Radiohead, Fatboy Slim и многих других. То есть образность — это не столько стиль, сколько структура, способ построения композиции из мелодии, аранжировки и атмосферы.

Два саундтрека

... А начался этот пост с того, что мне пришло в голову послушать звуковую дорожку, написанную Джо Хисаиши к „Ходячему замку“. Отличие от других саундтреков оказалось разительным — никакой целостности в нём не нашлось. Даже как иллюстрации мелодии не сработали — никаких особенных эмоций, в отличие от самого мультфильма, альбом у меня не вызвал. Чтобы понять, со мной ли что не так (бывают такие периоды, когда музыку не видно, когда она не воспринимается), были извлечены саундтреки к Hana-Bi и Spirited Away. Тогда-то и выяснилось, что дело всё же в музыке.

И „Фейерверк“ (Hana-bi), и „Унесённые призраками“ (Spirited Away) в саундтреках имеют общую тему, которая меняется в соответствии с тем, что происходит в кадре, и сами музыкальные эпизоды плотно переплетены с сюжетом. Почти по каждому треку можно вспомнить, что происходит в фильме под эту музыку. Особенно чётко это видно на „Унесённых“, где звуковое сопровождение создаёт всю атмосферу фильма. Возможно, так происходит благодаря тому, что написан саундтрек в соответствии с „западной“, диснеевской традицией не делать эпизодов без фонового звука дольше одной-двух минут.

Так или иначе, но саундтрек к „Унесённым“ является для меня теперь эталоном киномузыки — который, когда его слушаешь, снова погружает тебя в сказку Миядзаки, и не просто оживляет картины, но и обыгрывает их заново — так что каждый раз ты можешь придумать свою историю, стоящую за тем или иным пассажем, и она будет не оторванной от мира „Унесённых“, а как бы погружённой в него. А можешь ничего не придумывать, и просто „переслушивать сказку“, которая настолько ярко передана, что в ключевые секунды внутренний взгляд следует за „кинооператором“, и ты видишь открывающуюся панораму или вышагивающих к купальням духов.

Ничего подобного в саундтреке к „Ходячему замку“ не слышится, и эта разница, особенно когда сравниваешь одно и другое, исключительно заметна. Сложные и виртуозно аранжированные мелодии „Призраков“ кажутся более рельефными, они лучше отрежессированны и выстроены. И это удивительно — „Ходячий замок“ построен часто даже сложнее, чем „Унесённые“, и поэтому там можно было бы ждать не менее глубокой проработки музыкальных фонов и музыкальных ролей. Но этого нет. Музыка несамостоятельна — без видеоряда она ничего не выражает, кроме красивых, но беспредметных эмоций.

Кинематография музыки

Режиссура — ключевое слово, это признак, который отличает кинематографичную музыку от обычной, в которой рассказывать историю — не главное. Как только появляется фон и глубина, как только в мелодию вплетается время и события, как только музыка становится не просто отражением, а частью мира — она приобретает образность, и иногда, за счёт того, что образы музыка строит неявно, в отличие от изображения (и ещё более неявные, чем книга), ей удаётся более полно задействовать воображение, и через него построить мир, который не под силу описать ни одному художнику, режиссёру или оператору.

В контексте

 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments