:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Закрытые компании: эволюция любимых корпораций

Yandex.ru is so last-century... Сектантская структура (кстати, к МакКинзи это определение тоже относится, как и к Гуглу) — хороший признак „злой корпорации“, и очень любопытно наблюдать за течением социальных „трендов“ — когда Яху за два года перестраивается в Peoples' Company, Майкрософт рассыпается из монолитной „империи зла“ в мозаичный ковёр групп, и всё это в то время, как вчерашний оазис гиковской мечты превращается в инкубатор идей, который хоть и делает хорошие вещи, но уже не вызывает энтузиазма — напротив, хорошие вещи складываются не в удобство, а в набор новых опасностей для личной инфосвободы.

Очень показательна реакция гугла на статью в News.com об Эрике Шмидте:

«

Принадлежащий Cnet сайт News.com сообщает о том, что Гугл больше не общается с репортёрами Cnet. В статье о том, что поисковая компания ищет себе новых менеджеров направлений, говорится „Представители Гугл объявили о бойкоте репортёров CNET News.com до июля 2006 года в ответ на нарушение тайны личных данных в предыдущей статье“. Очевидно, в компании была разгневаны статьёй, опубликованной в Cnet ранее, где сообщались различные фрагменты личных сведений об Эрике Шмидте, CEO Гугл. Сведения были получены в результате поиска через сам Гугл.

»

В гугле сидят чувствительные и скромные девочки, которые стесняются „того, что о них написали в этом грязном интернете“? Аха. Верю. Прежние демарши гугла тоже хороши, да и пиар-закрытость их известна широко, но это тот случай, когда нужно было включаться в процесс и спокойнее относиться к тому, что можно сделать с помощью созданного инструмента. Можно было устроить ответный вброс данных, можно было создать другой повод, можно было проигнорировать этот ход CNet, тем временем подчистив кэши и выкинув эту статью из индексов, если их это настолько обеспокоило. Гораздо интереснее, почему это обеспокоило гугл.

Возможно, там было что-то ещё, связанное с этой статьёй, из-за чего в гугле объявили бойкот журналистам из CNet, но как-то сомнительно. Есть шанс, что журналисты использовали какую-то закрытую часть сведений, но факт разглашения разошёлся бы ещё скорее. Возможно, что бойкот и является пиар-акцией, чтобы привлечь внимание к инциденту, но тогда пиар выходит какой-то самоуничижительный, так что этот вариант тоже исключаем. Скорее уж можно поверить, что гуглу не нравится, когда ему не дают поиграть в свой вариант финансовой пирамиды.

В этом же облаке и история с инкорпорированием Six Apart, когда компания превратилась в корпорацию со своей политикой, и люди, которые приходят туда, пишут меньше:

«

... Теперь, когда деньги снова пришли (в индустрию), фокус неизбежно сместится, даже несмотря на то, что мы, как замечает Дженис, будем смотреть на это уже более трезво. Инноваций будет меньше, и одиночки будут менее заметны, потому что окажутся связаны компаниями в работе над проектами для своих клиентов. Информация, исходящая из компаний, даже тех, которые достаточно открыты, будет ограничена из-за правовых и конкурентных соображений. Девушка, которая — когда она была безработной три года назад — могла потратить несколько недель на выпуск интересного веб-приложения для всех желающих, потому что ей так хотелось, или могла сказать в своём блоге всё, что хотела, теперь все свои силы вложит в приложение, которое обслуживает несколько клиентов, и ей нужно будет обеспечивать положительные показатели прибыли и у неё не останется времени на записи в блоге (где рассказать о том, над чем она работает, всё равно ничего особенного не сможет, если только все её читатели не подпишут соглашение о неразглашении).

(Не то, чтобы это было плохо... просто такова жизнь компаний. Но то, что хорошо для компаний, их акционеров, и их клиентов, не обязательно хорошо для окружающей среды, в которой эти компании существуют. С другой стороны, все, кого я знаю, завалены работой больше, чем они смогут переделать, и это тоже хорошо.)

Возьмём Six Apart, как пример того, о чём я говорю. 6A — словно чёрная дыра для творческих людей. Ребята, чьи голоса год или два назад были среди ключевыми в дискуссиях о влиянии веблогов на культуру, кто писал всевозможные дополнения к Movable Type, кто был среди тех, кто раздвигал границы веб-дизайна, сегодня сосредоточены на создании программного обеспечения, приносящего прибыль, и особо не распространяются об этом. (Есть некая ирония в том, что работа на 6A убивает веблоги её сотрудников, неа?) Это замечательно для них самих, для Six Apart, для их клиентов, для партнёров, но для сообщества в целом это довольно паршиво.

»

(Ошибок в переводе нет, но если что — за кривизну текста ругать надо меня, а не Коттке.)

И даже слова Мены Тротт о том, что „мы тут просто все вкалываем как ненормальные, нам не до блогов — я вообще больше всего писала, когда мне было или нечего делать, или я сидела без работы“ правдивы лишь отчасти. Всевозможные конкурентные и юридические соображения для людей, попавших в компании, и держащихся за свои места — очень важная и существенная часть реальности. Попробуй написать о работе — будешь искать новую. Поэтому интересные блоги часто превращаются в личные. Замечательно. „Дайте две“.

Ещё один нюанс — для людей, связанных десятками и сотнями закрытых проектов, не остаётся открытых тем, кроме хобби. Мне за месяц удалось пообщаться с десятком таких знакомых — так что как только я заговариваю о том, что раньше этого человека могло зажечь, а сейчас он аккуратно молчит или подбирает абстрактные слова, обходя примеры — становится ясно, что ещё одним проектом в контексте этой темы больше. Причём так как контекст — понятие широкое, то в особо параноидальных случаях тему стараются обходить целиком вообще. Это значит, что все рабочие (технические, теоретические, фантастические) темы закрываются. Прощай, дорогой товарищ, ты потерян для сообщества на время работы в проекте.

В общем, дорогие дети, корпорации или сливают популярность и пачкают карму, становясь сильнее, и злее по мере роста или получают шишки на пути нового маркетинга и новых прямых коммуникаций. А их работники, с одной стороны, делают много полезного и интересного, а с другой стороны обедняют ту почву, которая раньше была достаточно активной и плодородной, чтобы стимулировать всё новые и новые безумные и просто красивые проекты.

Про то, какими должны, или могут быть корпорации завтра, кроме того, что они должны быть надстроены на сообществах, мы поговорим в обозримом будущем.

 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments