:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Битва с „титанами“ — народ против Yahoo

В ходе интеграции купленного фликра в систему сервисов яху, компания установила крайний срок слияния учётных записей — „где-то в 2006-м“. К этому моменту нужно или зарегистрировать себе новую учётную запись, или привязать учётную запись во фликре к учётной записи в яху. И тут же появились крики „не пойду в яху, яху — злая компания, не терплю, когда мне указывают, что делать!“ Ладно бы это был одиночный вопль отчаяния, но нет — появилась группа flick_off (где на сегодняшний день 994 уже 998 участников), пользователи ропщут, собираются уйти из сервиса за 24 часа до последнего момента, а пока час Ч не пробил, занимаются поисками нового места.

Собираются ли эти пользователи строить опен-сорс-версию фликра, где также не будет действовать ужасный Abuse Team, запрещающий к показу в глобальных лентах порнографические и другие изображения сомнительного содержания, есть ли у этих пользователей желание проводить регулярно акции „Убей НАТО“, не сообщается.

Шутки шутками, но баланс сил постоянно склоняется в сторону сообществ. Схема очень проста:

  1. Для того, чтобы быть успешной, корпорация должна интегрировать инструменты сообществ в свои сервисы и приложения.
  2. Сообщество организуется с помощью этих инструментов (вернее, для участников становится проще собраться вместе, составить стратегию и тактику, и назначить лидеров), люди привыкают к активизму (к участию в десятках и сотнях групп и микросоциумов).
  3. Корпорация начинает структурировать и оптимизировать процессы (в том числе и ради пользы самих пользователей — представителям компании сложно понять, чем единый яху-аккаунт менее удобен, чем два отдельных аккаунта).
  4. В сообществе находятся люди, которым это не нравится. Чем сильнее не нравится — тем больше людей. Чем больше людей — тем больше поводов у корпорации обратить на это внимание.
  5. Корпорация привычными инструментами (обновлением соглашений использования, прямым изменением технической базы сервиса) продвигает планы оптимизации.
  6. Люди организуются в сообщества, и начинают революцию — более или менее организованную (средствами сервиса).
  7. Корпорация повисает в раздумьи (с одной стороны — оптимизация это хорошо, с другой — потерять целый слой активных участников не слишком-то приятно, а ещё есть соображения пиара, ещё есть пристальное внимание к каждому шагу корпорации с этого момента — и велик шанс, что компания под таким вниманием наделает глупостей.)

Выводы пока такие: с сообществом нельзя работать без предварительного объяснения, а в идеале — без инициации предложений из самого сообщества. Корпорация против сообщества не выстоит. (Примеры замков Cryptonite и претензий на UNIX от SCO это наглядно доказывают.) Зато... зато выстоит другое сообщество — и это ещё предстоит понять корпорациям.

В случае яху-фликра нужно было заранее создавать сообщество, которое говорит „я люблю яху-фликр!!!“, и члены которого бы с нетерпением ждали интеграции. А под этим соусом бы — складывать вместе, пока только на уровне хаков, яху-группы с фликр-группами, фликр-фиды встроить в яху360, в my.yahoo.com позволить пользователю подключить свой фликр-аккаунт с „фотолентой фотофрендов“ и вообще всячески поощрять реализацию новых возможностей. И пусть бы потом противники (которые на этом фоне сразу выглядят параноидальными ретроградами и пустословами) доказывали другому сообществу свою правоту. В споре двух сообществ побеждает то, у которого больше сторонников (а лояльные пользователи с большей вероятностью присоединятся к „новаторам“, чем к „параноикам“). Пока же есть только „глас народа“, и противостоящий ему „пи*ар корпорации“, и из них глас народа всегда будет в более выигрышной позиции.

У человеческих сообществ, особенно в конкурентной среде, возникает и масса путей для манёвра, чтобы повлиять на зажатую в рамках своей бизнес-модели корпорацию:

  • заменить сервис корпорации опен-сорс-моделью, построенной на энтузиазме и личной выгоде участников сообщества (возможно, с использованием сервисов самой корпорации — что окончательно добивает её сотрудников, которые не понимают, как можно воевать против того, чем ты активно пользуешься);
  • перейти к другой компании (не обязательно взаправду — иногда достаточно публично „поторговаться“);
  • подать в суд;
  • бойкотировать сервис (что может включать и меры по блокированию: например, если каждый из пользователей бойкотирующей группы пару недель подряд будет заливать во фликр только изображения с „цветовым шумом“ и при этом с осмысленными тагами, то понадобится немало усилий, чтобы это отфильтровать — но лояльное сообщество с этим справится на раз, хотя многие заметят такую акцию протеста, и вполне могут её поддержать).

Люди не рациональны. Люди принимают несколько решений сразу, потому что их сообщества обычно достаточно избыточны, чтобы позволить себе „разбрасываться“. А корпорации живут в условиях строгого бюджета (даже триллионер-гугл). И выбирают лишь те стратегии, которые проверены или просчитаны. Люди же могут вполне выбрать и ошибочный путь, и победить.

Добро пожаловать в мир социальных войн.

Борьба с терроризмом, кстати, тоже является примером социальной, сетевой войны. Террористические организации — это „корпорации нового века“, которые сумели оседлать сетевой механизм влияния на мир через религиозный экстремизм (им на хвост наступают экологические, антиглобалистские и правозащитные экстремисты), и получают с этого влияния хорошую прибыль.

Террористические методы становятся универсальным „уравнителем сил“ в борьбе — сетевой принцип организации изначально подразумевает, что часть узлов в сети будет уничтожена или недоступна. Стопроцентная надёжность остаётся в прошлом.

Вот и выходит, что бороться с ними должны не классические государственные институты (неэффективны со времён тридцатых годов), не классические корпорации (неэффективны с середины девяностых), а такие же сетевые корпорации-структуры — получающие свою „прибыль“ при спокойной жизни. Собственно, примерно над этим давно думают разные спецслужбы, у которых подобные „социальные корпорации“ пока никак не придумываются — привычные модели для них слишком страшно отставить в сторону.

 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments