:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Новые проповедники — passionate involvement matters

Когда четыре года назад я написал небольшой текст о том, что требуется мне для организации собственной церкви, он открывался словами „хреновый из меня проповедник“. Заканчивался же словами „мне не суждено стать публичным человеком, мне не удаётся вдохновлять, и я значительно лучше понимаю процессы изнутри, мне ближе архитектура сообществ и создание феноменов. Осталось найти проповедника-фронтмена“. За несколько лет ситуация обернулась другой стороной, и иначе, как иронией, это не назовёшь — мы все вместе пришли в общество проповедников.

В мире, где каждый автор равноправен и все RSS равны между собой, выигрывает тот, кто рассказывает интереснее и лучше, а так как законы интересных рассказов пережили без особых изменений последние тысячелетия, то профессия подталкивающего, направляющего учителя, который рассказывает одновременно всем и каждому, и в то же время сам является частью сообщества, почти автоматически перешла за пределы церковных общин. Сначала в СМИ, в которых не смогла удержаться из-за барьера между зрителем и тем, кто выступает перед камерой. Теперь в сетевую журналистику, к самопровозглашённым экспертам и просто „рассказчикам по призванию“.

«Я расскажу тебе истории из твоей жизни»

Всё чаще я оказываюсь в ситуациях, когда мне приходится больше рассказывать о том, как, и почему нужно делать лучше. Не делаю (делаю я в основном для себя, или в рабочее время на свою компанию-нанимателя), а рассказываю, как: как устроены социальные механизмы, как проявляются паттерны, как учиться у той статистики, которая копится, и у той, которая невидима — при том, что в мире есть много более профессиональные люди, специалисты в каждой из этих областей. И до них не так сложно достучаться.

Весь фокус в том, что требуются именно те, кто в первую очередь рассказывает. Сочетание нарратива, фактов, увлечения, заразительности и интересности — вот, что востребовано людьми, которые хотят, чтобы ты понял их, и встроил своё решение в их мир. На первый взгляд это противоречит моим же словам о том, что „клиент не видит работу консультанта“, но это лишь на первый.

Клиент не видит работу консультанта, но покупает работу евангелиста, и если тот был искреннен в игре словами, если он вписал продукт или услугу в сознание покупателя, если евангелист честно продал возможности, и ещё немного добавил от себя пару историй о „грязных хаках“ — о том, как можно нестандартно применить микроволновую печь для сушки книг, или как завернуть книгу в корпоративный блог — вот тогда клиент остаётся счастлив и продаёт себе сам уже купленный продукт, хвалит, защищает и просто любит. Потому что с ним были честны, и ему продали его, особые и исключительные круглые дырки, а не какую-то там дрель массового производства. Ему продали его собственные любимые песни и принадлежность к сообществу, а не просто уникальный белый плеер с сенсорным колесом и батарейкой на 14 часов.

Евангелист продаёт идеи и состояния, погружает клиента в комфорт — в кайф от любимой работы или любимого занятия. (Иногда за рабочее состояние выдают просто кайф от покупки, но здесь нужно винить неэтичного продавца.)

Евангелист нашего времени не учит толерантности

Да, евангелисты социальных систем и диалогового маркетинга давно уже не учат толерантности — не учат терпимости к различиям. Напротив, они объединяют людей вокруг различий: „Вы все такие разные! Гордитесь собой и общайтесь с теми, кто не похож на вас!“ Поощряется различие — и с различием поощряется самовыражение и самореализация.

Если бы четыре года назад мне сказали, что в проповедника я превращусь сам, засомневался бы, с комментарием „разве что только от безысходности“. Столько „не“ — столько причин не стать, столько причин не смочь, провалить и не оправдать. И все они, все, до единой, сработали — не стал, не смог, провалил и не оправдал. Но в то же время идеи, которые всё это время продвигались, завоёвывают мир и всё глубже проникают в сознание окружающих.

Другие принципы жизни общества начинают работать в реальной жизни („эксперты против роботов“ Андреева) — и не только внутри садового кольца или в рамках интернета. Социальные связи строятся на общении, а общение универсально и пользуется любым удобным „транспортом“, и в этом смысле прав был Рейнгольд (Smart Mobs), который писал не про веб, а про мобильную связь, как самый сильный пример disruptive technology — технологии, разрушающей привычный уклад.

Объединение людей усиливается с каждым днём, нишевые бизнесы растут, но по-настоящему осмысленными становятся не те, про кого пишут в новостях, а небольшие компании, продающие авторские игрушки (Lunohod1), стартапы, которые продают повседневные услуги, и узловые сервисы, связывающие покупателей и авторов-производителей (Etsy, и вообще модель For Sale By Owner, благодаря которой CraigsList и eBay зарабатывают свои скромные карманные деньги).

Обо всём этом интересно узнавать, изучать вглубь и рассказывать — себе, в первую очередь. Видимо, эта заинтересованность — единственное, что действительно важно. А харизма и искусство оратора — не единственные качества, которые нужны для проповедования.

(Из истории записи: она написана, как виртуальный монолог с photographer, с которым мы изрядное количество времени обсуждали близкие темы, и который вообще забросил в моё сознание идею-вирус „непрофессионального евангелизма“.)

 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments