:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

[ L ] BumpTop 3D Desktop Prototype — интерфейс для объектов, обладающий реалистичными аффордансами

Разошедшийся волной по блогам видеоролик, презентующий новый прототип трёхмерного интерфейса для работы с объектами (файлы, окна, фото), аццки жжот действительно впечатляет. Лучше всего сразу двинуться по ссылке и посмотреть презентацию самостоятельно (BumpTop 3D Desktop Prototype на youtube), загибая пальцы по мере нахождения гениальных идей. Если загибать пальцы и смотреть лень, то краткое описание выглядит примерно так.

Какие у него баксы на пальцах!
Где это продают?!

Всё вместе это выглядит как ограниченная плоскость, на которой лежат трёхмерные объекты. Положение камеры скорее всего можно менять, освещение висит сверху по углам и даёт тени, которые усиливают объёмность предметов на рабочем поле. Теперь что касается отдельных черт и особенностей.

Физическая модель. Объекты имеют вес (а значит инерцию и все прочие прелести), и становятся очень похожи на реальные аналоги — карточки, пенопластовые блоки. Физическая модель позволяет подключить аффордансы, привычные по реальности и работать с объектами также — быстро перемещая в случае необходимости, перестраивая рабочее пространство. Курсор может захватывать объекты, а может их подталкивать. Щелчком курсора можно раскидать всё в разные стороны.

А вон в том дальнем углу у нас лежат отчёты

У физической модели в чистом виде есть свои ограничения — особенно если работать с объектами по привычке руками нет возможности. В БампТопе это решено разными способами.

Выделение и группировка — за счёт использования единого инструмента (стило), объекты выделяются перетаскиванием/обведением. И такая группа дальше может обрабатываться как единое целое. Это разом решает массу проблем с групповыми операциями.

Накидываем лассо...

Круговые меню. Известное решение, которое здесь используется в самых разных случаях — начиная от выбора действия для выделенной группы, заканчивая перелистыванием стопок или превращением одной в несколько разных, отсортированных по нужному критерию.

... и вызываем меню.

Стопки. Тоже давно знакомые по прототипам интерфейсов от разных разработчиков, здесь стопки высотой отображают количество объектов, а создаются одним жестом — выделенная группа перечёркивается и объекты слетаются в стопку. Степень упорядоченности бардака может быть разной, можно просто „прибраться“, собрав объекты в кучу, но не в стопку, всё зависит от амплитуды жеста (чем дальше — тем ближе от хаоса к куче, и от кучи к стопке).

Инструменты для стопок. Когда объекты уложены в стопку, их удобно перемещать, но неудобно работать с группой — плохо видно, что внутри. Для этого стопку можно „покрутить“ — разложив, как карточную колоду, перелистав, как книжку, перевернув на бок, чтобы посмотреть „по корешкам“, разложив по сетке (привычный режим для всех сегодняшних интерфейсов) или разложив содержимое стопки вертикальной линией и просматривая с лупой (режим fish-eye). Наконец, можно превратить аккуратную стопку обратно в разбросанный беспорядок (при котором зато видно каждый элемент).

Сложено стопочкой, чистота, порядок, красота! Опции для стопки: в каком ракурсе смотреть будем, барин? Fish-eye? А как насчёт сетки?

Здесь у меня возникло первое сильное чувство восторга, так как хотя всё это можно сделать и с обычными фотографиями-бумагами и карточками, но там нельзя также просто добавить или убрать порядок. В обычной жизни основное время уходит на то, чтобы привести мир в порядок (то самое собирание вещей в кучу, которое в БампТопе происходит моментально и регулируется по степени упорядоченности).

Разложенная стопка при этом остаётся всё же стопкой, и с нею можно обращаться как с единым объектом. А можно выделить часть содержимого и вытащить или удалить. А можно пересортировать. А можно... А можно использовать и тот факт, что у нас тут как бы трёхмерное пространство. И повернуть какие-то объекты, так что они будут торчать, или будут вылезать за пределы стопки, „ну прямо как настоящие“.

А можно сделать так, что всё будет висеть в воздухе

Изменение формы. Это слишком безумная вещь, чтобы её давать пользователю (на мой взгляд), но она прекрасно дополняет остальные возможности. Объекты можно складывать, загибать уголки и таким образом „помечать“. Чтобы понять, почему это безумная вещь, нужно задаться вопросом, как скоро при жизни внутри такого интерфейса появится игра в „сложи техзадание в виде бумажного журавлика“.

Но есть и очень полезные применения. Так, объекты можно изменять по размеру — растягивая или сжимая. В зависимости от этого они честно меняют свою массу и становятся менее или более подвижными.

Наконец, можно скомкать объект, если он не особо нужен. Как называют его авторы — „это состояние, предшествующее удалению“, и окошки или файлы в таком виде выглядят весьма жалко. Не хватает только корзины на столе, чтобы можно было засунуть эти жертвы сминания в мусор и забыть про них навсегда (это было второе сильное впечатление, так как обычно я эмоционально на действия интерфейса не реагирую).

Этому гуглу мы загнём уголок А этот репорт пусть мозолит глаза, пока я его не прочитаю Окно со слэшдотом больше не нужно, пусть поваляется где-нибудь

Изменение положения. Казалось бы, это логично следует из самого первого пункта, про физическую модель, ведь в любом интерфейсе с объектными метафорами (можно вспомнить любой оконный интерфейс последних лет) можно перемещать вещи. Но здесь вступает в игру трёхмерность, и объекты становится можно вешать на стенку или подвешивать в пространстве. Выборочная гравитация! То, что в обычном мире является совершенно недостижимой мечтой.

Резюме

Первой реакцией после просмотра презентации у меня стало „где кнопка download?“, после вдумчивого рассмотрения же мнение только подтвердилось — такие метафоры позволяют работать с объектами легче и быстрее, также, как Tinderbox и Storyspace в своё время так потрясали, когда позволили работать с объектами, позволяя моментальную реорганизацию.

BumpTop — близкий к идеальному формат для работы с фотографиями, дающий одновременно ощущение работы с карточками, не отказываясь от цифровой природы. Если же использовать его для работы с текстами, то получится что-то совершенно другое. Какой-то Microsoft Office 13 получится, вот что.

 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →