:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Рассуждения о фасилитации // Кофе с allileja

Вот что получается, если вытряхнуть абзацы из блокнота и попробовать их немного причесать. Всё нижезаписанное — это краткий конспект рассказов allileja. Она вернулась из Судака и привезла с собой стопку практических выводов о том, как организовывать практические, интерактивные сессии (учитывая, что для неё это было вторым таким мероприятием). Эти выводы она и рассказала мне вчера за кофе-чаем.

* * *

При работе со свежесобранной группой нужно очень сильно сужать квест и жёстко модерировать процесс.

Планировать происходящее нужно с заложенным стрессом — если задача должна занять двадцать минут, выделяй пятнадцать. Оставшиеся пять выдаются в случае необходимости, если не уложилось большинство групп. Мы создаём искусственный стресс для того, чтобы люди не успевали сомневаться.

Поддерживающую информацию надо выдавать микродозами, и создавать «насыщенное окружение» — распечатанные слайды с инструкциями, алгоритмы, референсы и cheat-sheets. Обязательно перед глазами — сформулированная задача и описанный результат. Участники не должны думать о том, что им недостаточно данных.

Людям при запуске обязательно нужно объяснять, как организовать процесс. Это вдвойне актуально (и обязательно для выживания) в группах, которым не достался активный лидер, готовый всех повести вперёд, к победе.

Микроквесты, которые можно запускать на примере «было-стало» — показать старую версию какого-то продукта (сайта, сервиса), и попросить предложений об улучшениях. В результате короткого мозгового штурма предложения складываются и суммируются. Потом рассматривается новая версия того же сервиса, и сравнивается со списком предложений, который собран участниками.

Повторяющиеся связки из разнородной активности — пассивное слушание, работа руками, работа головой, выступление/презентация. Важно, чтобы эти циклы повторялись.

* * *

Регулярные перерывы: люди выдерживают максимум полтора часа непрерывной работы в группе, дальше обязательны перебивки. Самое смешное — перебивки бывают двух видов. Первая перебивка должна быть «скриптованная» — её тоже должны запускать ведущие. Последующие перебивки (если день длинный) можно пускать на самотёк.

На первый взгляд «скриптованный отдых» кажется перебором, но решает задачу перемешивания людей, помогает перезнакомить через простые и дурацкие квесты (что-то вроде «познакомиться и собрать три именных пожелания от разных участников»). То есть, мы отвечаем для себя на вопрос «как помочь знакомству», и сделать так, чтобы в контакт вошли даже мизантропы-интроверты, которые сами редко к кому подойдут первыми, но могут из вежливости ответить тем, кто подошёл к ним.

* * *

Если люди что-то страстно полюбили и хотят до безумия — не забудь у них его отнять. Или ограничить время свидания до разумного минимума.

* * *

В отыгрываемом проекте все стадии проигрываются на глазах, основные этапы обязательно нужно объяснять — в чём их вклад, влияние и необходимость.

Цинично-интересное — в элементе сюрприза. Для этого какие-то этапы стоит «умолчать», чтобы об их роли рассказать уже при разборе полётов, или просто немного позже. Есть и обратная механика — какие-то этапы можно анонсировать, но не расшифровывать, что в них входит, до поры до времени.

* * *

По сути, каждый подобный интерактивный проект, выполняемый в рамках собрания, включает в себя ролевую игру. Ведущий выполняет функции DM (Dungeon Master), и не только вводит участников в игру, но и отыгрывает неигровых персонажей (NPC). За счёт такой механики люди очень быстро погружаются в процесс, эффект присутствия очень высок.

Для ведущих очень полезной была бы тренировка на координацию нескольких групп, выполняющих проект с разной скоростью. Нужно это для того, чтобы стресс из-за удержания в голове нескольких одновременно происходящих сюжетов превратился в привычку, хоть немного. К сожалению, на это никогда нет времени.

* * *

Все этапы квест-проекта должны увязываться в единую историю. Что логично-очевидно. Одним из самых смешных элементов в проектной механике является неожиданная награда-артефакт. Самое сложное — это придумать и создать его. Обычные призы в такой системе ценностей не очень интересны (хотя факт выигрыша всё равно приятен). Что ещё бывает? Вещь с подписями? Фото? Серия карточек-цитат? Персонажи? В каждом случае придумывается своё.

Если цель квеста-проекта — прохождение через процесс, то кажется, что всё просто. Но проект обязан иметь окончание, а у «проектов-ради-процесса» сложно подводить итоги. Пришлось делать немного искусственную систему с победителями — с оценкой, в которой было по три формальных и три субъективных критерия. Эта соревновательность резко повысила мотивацию и добавила азарта участникам.

* * *

PVP/PVE как часть оргкультуры: мы в компании работаем ради блага пользователя (типичное PVE), но настоящего веселья добавляет соревновательность (конкуренция с другими компаниями — PVP). Более того, это добавляет зрелищности и ощущения безумия (что было хорошо видно в истории с Ауди, БМВ и Субару).

* * *

Выход из квеста — важный ритуал, в первую очередь для самого организатора. Это время «массового возврата маны» — запрашивай явно обратную связь. Впечатления, недостатки, мнения, мысли, предложения. И вешай на экран слайд с алгоритмом этой обратной связи — чтобы всё шло по порядку, и люди могли строить свои ожидания на эти десять-пятнадцать минут времени.

* * *

Самое важное, конечно — это стресс из-за нехватки времени. Идеальный интерактивный проект-квест — в котором людям некогда останавливаться, думать и бояться. На это у них просто не должно быть времени. А ведущий должен быть готов к провалам каких-то групп. Всегда возможны накладки, их всегда можно попробовать смягчить, но это не конец света. Поэтому-то о них лучше не думать, если мысли не ведут к действию.

* * *

UPD: Если что, то мапед не мой. Все кудос и поздравления — в сторону allileja, пожалуйста.

 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments