:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Тесты и статистика — мама и папа юзер-экспириенса // Wired про Halo 3, статистика внутри Steam

Главным достижением всей этой датамайнинговой камарильи, со всеми их компьютерами, сенсорами и программами, является обратная связь. Много обратной связи, очень много — гигантские объёмы статистики копятся повсюду, для анализа и совершенствования.

«

Сидя в офисном кресле и слегка хмурясь, Ренди Пагулайян смотрит в одностороннее зеркало. По ту сторону находится то, что выглядит как комната в типичном доме: большой плоский телевизор, подключенный к Xbox 360, и 34-летняя женщина, устроившаяся в удобном кресле, которая истребляет огромных пришельцев. На дворе июнь, а эта женщина — в числе самых везучих гиков планеты. Она играет в Halo 3, последнюю версию самой новаторской и любимой видеоигры всех времён, за несколько месяцев до того, как та официально выйдет 25 сентября.

Дизайнеры в Bungie Studios, создатели серии Halo, совершенствовали новую версию последние три года. Сроки поджимают, и создателям нужно разобраться — готова ли Halo 3 к бою?

«Увлекательна ли игра?» — шепчет Пагулайян, небольшой филиппинец с длинной бородкой и в очках с изящной оправой, когда мы смотрим на играющую в соседней комнате жещину. «Получают ли люди удовольствие, комфортен ли темп и сохраняется ли ощущение осмысленности происходящего?» Чтобы ответить на эти вопросы, Пагулайян руководит тестовой лабораторией в Банджи, которая больше напоминает институт психологических исследований, чем отдел игровой студии. В комнате, за которой мы наблюдаем, находится несколько видеокамер, которыми управляет Пагулайян, чтобы записать выражение лица игрока или какие кнопки он нажимает на джойстике. В цифровой архив записывается каждый момент происходящего на экране.

...

Все игровые компании тестируют свои продукты, но обычно это ограничивается наймом тестеров за сообщения об ошибках — исчезающие монстры или непрорисованные места. Но так как Банджи принадлежит Майкрософту, запускающему дюжины игр для Xbox и PC каждый год, у Банджи есть доступ к самым совершенным тестовым средствам из когда-либо построенных. Пагулайян и его команда на сегодняшний день проанализировали больше 3 000 игровых часов, проведённых в Halo 3 примерно 600 игроками, отслеживая всё, от любимого оружия до того, как и где — вплоть до конкретного квадратного метра — игроки чаще всего погибают.

Банджи тестирует так не только свои игры. Студия покупает копии игр конкурентов и изучает их с той же пристрастностью, чтобы увидеть, как они сравниваются с Halo. «Я никогда не видел ничего подобного», — говорит Ян Богост, профессор цифровых медиа из Технологического университета Джорджии, который был в лаборатории с экскурсией осенью. «Система, которую они построили, абсолютно безумна».

Может показаться, что для эпического космического боевика такая степень педантизма абсурдна. Но дизайнеры Банджи не просто строют игру — они выводят золотое сечение для фана. Перед ними стоит задача создать приключение, достаточно увлекательное, чтобы захватить 15 миллионов существующих заядлых фанатов Halo, и при этом достаточно привлекательное, чтобы к этому числу добавились несколько миллионов новых игроков.

Halo 3: How Microsoft Labs Invented a New Science of Play

»

В этом августовском материале из Вайреда ещё немало интересных подробностей о том, как тестируются и улучшаются игры, но самым интересным является другое. Лаб Банджи не выкладывает в онлайн результаты своих исследований, посмотреть в реальном времени на то, как и что происходит на уровнях или что предпочитают игроки, в случае с Halo довольно сложно. А хочется. Можно попроситься в Майкрософт на тур по обмену опытом (они легко на это идут, говорят). Но.

Ещё можно вспомнить, что в случае с другими онлайн-играми (например, Counter Strike: Source), статистика давно выкладывается на самых разных сторонних серверах, и предпочтения по оружию можно было посмотреть и там. Остался ещё один шаг — централизованная статистика. И оказалось, что на прорыв, о котором пишет Вайред, можно уже сегодня посмотреть в онлайне. И никуда не ехать.

Обновив свою платформу Steam, ребята из Valve создали на ней единый узел для сбора статистики, а по совместительству — и социальную сеть с форумами. Про социальный функционал поговорим может как-нибудь в другой раз, а вот про статистику нужно рассказать именно в контексте игрового тестирования.

На сайте Стима публикуются самые разные статистические таблицы и результаты: начиная от числа игроков и серверов, и потраченного времени (например, показатель minutes played per month (average): 9.748 billion (18,546 years) очень бодрит), продолжая распределением аппаратного обеспечения среди игроков, и заканчивая самым вкусным — статистикой по играм.

Можно увидеть статистику и по первому и второму эпизоду Half-Life 2, включая те самые карты, на которых видно, где чаще всего погибают игроки. И, конечно, статистику по Team Fortress 2 — вплоть до того, где валится основное «мясо» на Dustbowl, какие классы получают основную прибыль «по очкам» или у какой команды перевес на какой из карт. Поводов для соображения для проектировщиков уровней и геймдизайнеров, которые отвечают за баланс — очень много.

* * *

Статистика — это ещё и важный элемент обратной связи для самих игроков. Например, сообщающий, что «классы поддержки» — это не приговор быть всё время внизу таблицы результатов, пока все самые разрушительные парни получают максимальный счёт.

 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments