:: urbansheep ([info]urbansheep) wrote,
@ 2008-04-25 11:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Методологический конгресс» )) История о Белоярской АЭС и другие рассказы

Дошли вчера с Кусо до семинара по организационно-деятельностным играм. Приключение того стоило, так как это первое организованное мероприятие, связанное с игротехникой, на котором мне удалось побывать, хотя, как мне тут пришло в голову недавно, первые игровые истории мы начали проворачивать году в 1997-м.

В позапрошлом году у нас было исследование игр внутри Brownie Movement, сейчас вот происходит Лес (который сам по себе организует комфортное пространство для творчества и работы людей, а на метауровне Лес — это такая грандиозная игротехническая лаборатория, у которой цель-то одна: создавать и тиражировать эффективные формы для групповой работы).

Кусо сказал, что формат «говорящая голова, спящие слушатели» его очень быстро начал выключать. Но он как-то мужественно продрался через три часа. У меня же реакция другая — в лесных приключениях мне не хватало «докладности», а здесь формат «модерируемый доклад с вопросами» оказался очень плодотворным для передачи знаний: в отличие от конференций, здесь плотность контента совершенно зашкаливает, а облако смыслов вокруг настолько богато, что я не успел продумать или просто охватить их все даже в течение вечера после и сегодняшнего утра. Обсуждать, обсуждать и обсуждать.

* * *

Ценное

Жизненный цикл игры

Эволюция и превращение игры — это очень простая история, на самом деле. Состоит из трёх этапов.

  • Игра как содержание (этап обучения и принятия правил, когда тебе дают игру как культурный артефакт и учат ею пользоваться, игра — объект постижения).
  • Игра как самоценность (удовольствие от процессов, кайф от результатов, важна сама игра, само сочетание правил и достижений).
  • Игра как форма (обрамление, оправа для того содержания, которое доходит в игровом виде, инструментализация).

Мне долго казалось, что третья стадия — это основа всех ритуальных взаимодействий, а поэтому одна из самых устойчивых форм, которую такой и нужно оставить. А тут выясняется, что последняя стадия — этап умирания игры, когда игра как таковая исчезает. Поэтому в любых социальных играх в момент появления ритуалов и начала умирания игр нужно уже задумываться о том, что будет следующей игрой в сообществе.

Иначе будет странная стадия в жизни группы, когда старые игры наскучили и превратились в формальность, а новые ещё не начались. Из-за этого мораль в группе резко падает, и до новых игр дело может не дойти — с падением морали из группы выключаются участники, и привлекать их обратно дорого и сложно.

* * *

Схема Клуба

Постоянное разделение и объединение «Клуб» | «Игра». Внутри любой организованной структуры (производство-потребление-обучение-культура) должно быть пространство свободной деятельности, то, что я для себя называл раньше «целенаправленный хаос», а в ОДИ называется «схемой клуба».

Что такое «клуб», и откуда берётся противопоставление клуба и игры? Игра — это организованное пространство и время. Клуб — это как раз пространство, где люди являются сами собой, действуют «без погон», на равных и вне иерархий. Очень удобно для общения, обратной связи, расслабления и «того, чтобы быть человеком» (а не «винтиком»).

И, что важнее, в системе без клуба сам процесс идёт безмозгло, так как в иерархиях и жестких механизмах каналы обратной связи работают неэффективно (потому что подчинены общим правилам), их надо вытаскивать за пределы системы, или сразу строить снаружи, чтобы не было конфликтов.

При этом, как только клуб живет сам по себе достаточно долго, в нём автоматически появляются иерархии и организация. «Клубность» выветривается (хаос упорядочивается), и нужно снова осознанно вводить туда «пространство клуба». Так начинается бесконечный цикл упорядочивания/хаотизации. В реальных системах цикл конечен, так как время и внимание не бесконечно.

Интересно, что в мире управления энтропия как бы повернута с ног на голову: вместо стремления к хаосу происходит стремление к порядку и структуре. Каждый предприниматель стремится упорядочить пространство, и потому его силы всегда направлены на достижение порядка. Но как только комфортный порядок достигнут, и система достигает устойчивости, её постоянно требуется «подкармливать хаосом», чтобы баланс соблюдался.

Собственно, «хаотизация» — одна из самых ценных находок, так как я собираю по кускам текст про «хаотик-менеджера», задачей которого является внос в систему беспорядка и хаоса для того, чтобы её не убило окаменение из-за строгих правил.

У Кусо в какой-то момент возникла гипотеза, что вложенность на самом деле тройная — по числу жизненных стадий игры, но я могу легко представить себе ситуацию, где всего два слоя вложенности («друзья в офисе»), при этом каждый из них на одной и той же стадии. Другие метрики (соотношение внимания и времени, стоимость, увлекательность) тоже не укладываются. Повод для размышления.

* * *

Меметика игр

В конце зашёл разговор об исследовании игр, и о том, почему исследование игр умерло, а игровое движение пошло под откос. Всё суммируется в отличной формулировке, которую я подсмотрел в конспекте у Кусо: «исследование надо затачивать под воспроизводство, а не под перфекционизм».

То есть, вместо того, чтобы допиливать до совершенства найденные формы, их нужно упрощать, описывать, вводить понятия игр, и закрывать дыры в методологии, чтобы созданные игры могли быстро цепляться к новым участникам и распространяться дальше. В противном случае сложные формы умирают со своими создателями, а простые формы мутируют и распространяются сами, бесконтрольно, и потому теряя всякий смысл (кроме развлекательности). Да, в какой-то момент и эта дикая форма дойдет до другого игротехника, и он сможет её подо что-то приспособить, но целенаправленное распространение эффективнее (см.игру «испорченный телефон» в качестве иллюстрации).

* * *

Также в остатке — несколько страниц в блокноте, ощущение того, что «отрицание Лансом методологов привело к методологам», и удовольствие от интересного приключения. Много всяких выводов и связок, много непотянутых ниток (из психологии и менеджмента), которые можно вполне мультидисциплинарно намотать на палец и употребить в вышивку. Удачный вечер. Кусо, спасибо.

 
 
 



(Post a new comment)


[info]orange_1
2008-04-25 07:52 am UTC (link)
Урбан, методологи в чистом виде это уже не круто ).
Круто - ролевые игры живого действия, когда из домиговых форм (а-ля лесные на конференциях) идет выход на ролевку - потом рефлексию и еще одну игру )

(Reply to this) (Thread)


[info]urbansheep
2008-04-25 07:56 am UTC (link)
Так и не идет вроде речи о чистых методологах.

Про рефлексию там тоже было прекрасное обсуждение, но оно не попало в скоп «те три штуки, что меня зацепили».

Синхронизация сленга: что такое «живое действие» и «ролевка»?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]orange_1
2008-04-25 08:57 am UTC (link)
Ролевка - когда ты играешь не на ватмане, а вживую.
Мы с мгимошниками сделали так: сначала сыграли с ними в "будущее", потом в "новый идеальный продукт", потом во всякие мемы, аукцион проектов, расширенные презентации.
А потом сыграли в "деньги-время", где за три часа надо было командам реализовать несколько стадий проектов (ими же описаных).
В игре были деньги, было личное и чужое время, были разные "мастреские" роли типа представителей бизнеса, силовиков, чиновников. Которые требовали выполнения всех условий перехода с этапа на этап.. Ну и добавляли антуража, разумеется. Оказалось, что заявить проекты значительно сложнее, чем что-то реализовать (что неудивительно). Удивительно оказалось, что люди, не первый год в проектном менеджменте сидящие и "зубы съевшие" на всяких траблах, наступают на различные организационные и постановочные грабли типа правильно расставить приоритеты, сработать в цейтноте, отказаться от проекта.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]urbansheep
2008-04-25 12:55 pm UTC (link)
Ага, спасибо.

(Reply to this) (Parent)

/like
[info]tobe
2008-04-25 07:59 am UTC (link)
Спасибо за текст. Жаль, что я сам не вырвался, было бы полезно посмотреть со стороны.

Насчет «исследование надо затачивать под воспроизводство, а не под перфекционизм», это вообще-то, применимо ко всем проектам и продуктам.

(Reply to this) (Thread)

Re: /like
[info]urbansheep
2008-04-25 08:26 am UTC (link)
Нет, не совсем ко всем, есть системы, которые должны быть сначала совершенны (любую mission-critical отрасль возьми, от финансов до спасателей или космоса). А вот в масс-рынке и во всяких информациях — там да, там трюк в распространении.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: /like
[info]tobe
2008-04-25 12:31 pm UTC (link)
Ммм. Видимо, я неправильно развил тему. Я имел в виду, что в какой-то момент перфектам наскучит продукт и они уйдут на другой. И после этого продукту хорошо бы остаться на плаву за счет широких масс.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: /like
[info]urbansheep
2008-04-25 12:40 pm UTC (link)
А приведи пример? Так будет проще понять, о чём ты.

(Reply to this) (Parent)


[info]anodis
2008-04-25 10:29 am UTC (link)
охохо, жутко интересно но сходу ничего не понятно)
можешь порекомендовать что нибудь почитать, что бы войти в тему?

(Reply to this) (Thread)


[info]urbansheep
2008-04-25 12:43 pm UTC (link)
Я подозреваю, что всё, что я могу порекомендовать, будет ещё менее понятно.

(Reply to this) (Parent)


[info]9000
2008-04-25 10:30 am UTC (link)
Вместо "внесения хаоса" мне упорно хочется сказать "поисковое поведение". Не всякий хаос одинаково интересен. Порция "произвольного хаоса" (т.е. непредусмотренных обстоятельств) может заставить иерархию перестраиваться во что-то более эффективное, а может и быть сдемпфирована.

Можно это сравнить со слепым поиском генетических алгоритмов (как у бактерий); возможно, более целенаправленный поиск (как в культуре) эффективнее. Нецеленаправленные мутации полезны, когда мы в тупике, и выхода [хорошего] представить не можем.

(Reply to this) (Thread)


[info]urbansheep
2008-04-25 12:44 pm UTC (link)
«Качественно сгенерированная случайная последовательность».

(Reply to this) (Parent)


[info]alexshvartser
2008-04-25 01:04 pm UTC (link)
пожелейте френдофф, уберите под кат ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]urbansheep
2008-04-25 03:28 pm UTC (link)
Они у меня закаленные.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]waterman
2008-04-25 05:10 pm UTC (link)
Правильно, не надо ката, глупости все это.

(Reply to this) (Parent)


[info]madfire
2008-04-28 02:16 am UTC (link)
Спасибо, урбан. Очень вкусные выводы у вас, буду их во сне курить :)

Брауниживы.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…