:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

Primal Fear как ещё одна иллюстрация

Почему-то раньше мне это не приходило в голову, а сегодня утром, окинув взглядом полку с кассетами, подумалось — ведь „Первобытный страх“ (imdb://Primal Fear) — это самый настоящий мелкомасштабный перфоманс одного-единственного человека, который делает всё, чтобы выбраться из заключения, используя для этого самый непонятный для обычных людей арсенал в виде шизофренических ходов и техник.

Если бы это был не триллер, а документальный фильм, то на эффектной концовке бы всё не закончилось, а только началось, потому что попробовать разобраться, как противостоять „актёрским технологиям“ — задача куда интереснее, чем построить ещё одну остросюжетную драму — любые попытки зайти в поле расщеплённого сознания неизбежно заканчиваются или полумистическими или полусюрреалистическими жизнеописаниями, нисколько не делая тему понятнее. Исключением являются, пожалуй, „Игры разума“, где шизофрения главного персонажа, за счёт переноса точки зрения в его собственную шкуру, постепенно превращается для зрителя из чего-то экстраординарного и фантастического во вполне бытовую норму жизни, с которой приходится считаться также, как с идущим сейчас дождём за моим балконом.

„Первобытный страх“ же более прост и стереотипен, зато поднимает вопросы контакта внешнего, по отношению к шизофренику, актора, который к тому же является лишь психологом-практиком (как и любой публично выступающий адвокат), а никак не клиницистом, психотерапевтом или тем паче психиатром, для которых по долгу службы и по образованию предназначено разбираться в психо-девиациях.

Эта тема контакта и „парной работы“ наблюдателя и „объекта“ сама по себе проявляется во множестве других кинофильмов — из первых совпадений можно назвать то же „Ванильное небо“ , где до последнего момента остаётся непонятным, где реальность, где вымысел и „что вообще происходит“ — в таком калейдоскопе происходит смена событий и действующих лиц, которые, как поначалу кажется, все являются обычными людьми, а в истории, кроме романтического сюрреализма, и нет ничего из ряда вон выходящего. Кто из них создан подсознанием, а кто введён в игру „снаружи“? Есть ли это „снаружи“ вообще, или тоже окажется плодом подсознания — каждый в итоге решает для себя.

Другой пример — „K-Pax“, где та же задача внешнего наблюдателя, теперь уже — вполне реального психиатра, состоит в том, чтобы не только с изумлением наблюдать, как неизвестный человек непонятно откуда оказывается на поверку совершенно нормальным (если не считать рассказов о другой планете), но и умудряется целое отделение душевнобольных, окружавших его, перестроить на восстановление. Постепенно находя в прошлом, что это за человек и откуда он появился, внешний наблюдатель в конце сталкивается с реальным выздоровлением, назначенным на конкретное время, когда часть расщеплённого сознания, выполнявшая восстановление психических процессов, считает нужным „уйти“. А здесь уже можно провести ровнейшую параллель с „Операторами и вещами“ — ситуация выздоровления и „воссоединения сознания“ там описана превосходно.

„Первобытный страх“ надо бы пересмотреть, но концовка там довольно жуткая, всё же. Хотя и просмотрен фильм был три года назад в последний раз — ощущения более чем свежие и повторять опыт не хочется.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments