:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

„Вечное сияние чистого разума“ — парадоксы памяти // часть вторая

Продолжение последовало, начало днём раньше.

Совершенство и безысходность жизни

Помимо, собственно, прекрасной игровой части фильма, в него впихнули здоровенный кусок противоречий и смыслов, специально для тех, кто привык потом подумать над просмотренным и извлечь для себя что-то на будущее.

Например, в очередной раз подумать о том, „как жить дальше“, после каких-то сложных событий или переворота на уши обыденного мира. Осмыслить очередное напоминание о том, что жизнь — это якоря и воспоминания, хорошие и плохие.

Отыграв совершенство жизни и её лучшие моменты, Гондри/Кауфман заставляют, без всякой возможности отказаться, ответить на вопросы о том, „есть ли жизнь после?“, „что нужно для счастья?“ и „возможно ли счастье вообще?“. Если на последний вопрос сами же авторы и дают ответ — есть счастье, но „равноудалённое“ ото вcех — и неосознаваемое, чаще всего, в момент его „происхождения“, то с первыми двумя желающие остаются наедине. С этого момента начинается вторая, зафильмовая трагедия.

Довольно хорошо известно, что люди несовершенны, и, предоставленные самим себе, они всё время норовят плыть по течению или, в крайнем случае, поломать жизнь и себе и другим. Джоел и Клем, собственно. Ни тот, ни другой вариант не идеальны, но они типичны.

А ещё люди очень разные, с разными темпами жизни, с разными предпочтениями и разной степенью воспитанного „коллективизма“ — и если ты живёшь в индивидуалистическом обществе, то сойтись с другим и смириться с его особенностями тебе будет крайне сложно — о чём, собственно, и фильм. Две яркие индивидуальности никак не могут помириться и снова, снова и снова проходят по кольцам конфликтной спирали, вдвоём. Со временем — всё чаще, так что жизнь превращается в бесполезную пытку.

Если им помочь, и убрать прошлое — ничего не изменится. Природа-то никуда не денется, и лишь их значительные изменения в себе смогут как-то сдвинуть процесс с мёртвой точки.

Парадокс памяти

Даже когда всё, вроде бы, пошло заново и хорошо (как показано в начале фильма), вскорости возникнут старые привычные проблемы, как только новый виток „привыкания“ закончится, а с ним улетучится и толерантность. Конфликт начнётся с нуля, но не изменится по сути.

Вопрос — станет ли лучше, если лишиться воспоминаний? Да нет же... Хуже станет. Намного. Воспоминания — это опыт и ассоциации, это научение и полученные собственной шкурой уроки. Стоит выкинуть их из жизни — и спираль обучения и жизненного развития разобьётся на десятки и тысячи несвязанных циклов-„колец“. Проходящих без пользы, без остатка. Воплощение мечты о том, чтобы жить одним днём, не страдая потом ни похмельем, ни воспоминаниями. Значит это — плохо? Так что же, лучше страдать?

Пары нередко сходятся в попытке дать друг другу второй шанс, и наталкиваются на собственное прошлое, которое должно служить им, с одной стороны, напоминанием, а с другой — абстрактным, не личным знанием. От него нужно суметь отказаться и отвлечься, чтобы провести со своей прекрасной половиной другую, не прожитую ещё жизнь. Суметь удержаться от проекций и экстраполяций, взвесить для себя все „за“ и „против“ — где толерантность может помочь смириться, а где нужно договариваться, потому что терпеть невыносимо.

По сути, надо сделать выбор не компульсией, а сознанием, раз уж эмоции так успешно провалили первую попытку жизни вместе. И память и опыт — первые помощники, от которых избавляться бесполезно. Всё равно, что выбросить кусок жизни в никуда.

Судьбоносные совпадения

Кроме ответа на неоднозначный вопрос о воспоминаниях, можно ещё и посмотреть со стороны на случайность/предопределённость в жизни других людей. Благодаря своему множеству смыслов, „Сияние“ несёт в себе и тему „рока и судьбы“ — и именно так в Монтеке встречаются заново во второй раз в конце-начале фильма Клементина с Джоелом, именно так Мари снова оказывается с разбитым корытом посреди неудающейся из раза в раз романтической истории со своим боссом, годящимся ей в отцы.

В этом и есть вторая часть парадокса памяти, по Кауфману — если ты не сделаешь свой выбор за судьбу, она будет делать его за тебя снова, снова, и снова. Если ты отказался от воспоминаний вместо изменения своей жизни — добро пожаловать в день, неделю, месяц, а то и год сурка. У судьбы есть своя точка зрения на всё, с тобой происходящее, своё видение твоей роли, и либо ты сам откажешься от этой роли, либо будешь бегать по кругу.

Стратегии выживания

Очень жёстко высвечен этот вызов — ничего не забывать и ничего не терять в своей жизни. Становиться почти живыми богами — без страха и упрёка. Забывать и вытеснять — это проявление слабости, которую нужно как-то обойти или обыграть. Не уметь абстрагироваться от прошлого — тоже слабость.

Свалился в самоиндульгирование и согласился с тем, что в твоей жизни нет ничего светлого, забыл светлые моменты и не научился их ценить, вспоминать и использовать, как источник сил — привет, пиши пропало. „Добро пожаловать в Тартар, наш вечный полёт вниз только начинается“.

Поэтому я и говорю, что „Сияние“ — это такая бесконечная трагедия. Несмотря на спокойное окончание, ты через пятнадцать минут после титров оcтаёшься с единственной мыслью в голове — „Ну, хорошо. Они снова вместе. Они знают, что им было вместе плохо. Они знают, что им было и очень хорошо. Помогли ли им стёртые воспоминания? Вряд ли. Есть ли у них шансы? Если изменятся — оба — то есть.“ Но люди не меняются — и ретроспектива воспоминаний лишь подчёркивает это.

Есть лишь призрачный шанс на успех, и, если вдуматься, этот призрачный шанс — один на всех нас — чтобы куда-то вырваться из цикла случайностей. Попытаться можно. И счастье, как видно в истории, существует. Поэтому — позитивная трагедия. Свет в конце туннеля, заложенного кирпичом, есть, но пробиваться к нему придётся с боем и киркой.

[01] [02]

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments