:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

[ M ] Музыка кочевых племён

Falling asleep, но уже раз вышел в расслаивающее состояние, так что уж...

Предыстория: Когда-то давно, когда опыты с ambience/mp3 только начинались, были выложены два трека Оссама Рамзи с альбома „Egyptian Rai“ (о том, что такое „rai“ можно узнать у desiter). Там же рассказано о сформировавшейся у меня собственной традиции употребления этой музыки, раз уж она такая... не-европейская... Оба трека всё также лежат на амбиенсе, если кому-то это ещё интересно.

Моя личная история плотно связана с циклом об Арракисе Фрэнка Херберта, это, пожалуй, первое масштабное литературное произведение, которое меня заинтересовало и вплелось в мою жизнь столь плотно, что созданный Хербертом мир был восстановлен, перестроен, развален и реконструирован в сознании несколько раз, со всеми этими интригами, находками и откровениями — от культурных и религиозных до социо-технологических. Так как основой для этого мира являются арабские кочевые племена (и... знаете ли, как бы не из пригородов Багдада и Басры они были, эти кланы и племена, уже давно ставшие полуоседлыми), что были переселены при освоении открытой планеты, то именно об их быте и новом мироустройстве Херберт повествует значительное время (около пятой части, я думаю). О ритуалах, обычаях и нравах.

Соответственно, восстанавливаемый мир племён, с его борьбой со всем миром за выживание, с его нехитрыми радостями, торговлей, и экстатическими оргиями посреди пустыни, глубоко и надёжно укоренился в памяти. Вот тут египетские мотивы вообще и эти два трека в особенности и легли идеальным музыкальным фоном, иногда превращаясь в самостоятельные музыкальные истории. Не случайно и тот, и другой треки — лишены вокала: меня мало волнует текст, зато увлекает перебор струн и сочетание ритмов.

Родитель, зная мою любовь к ближневосточной этнике вообще, считает, что эти гармонические октавы будят глубоко погребённые в моей южной части кровей воспоминания о чём-то, возможно, никогда не происходившем.

El-Hawzi вообще зажигает в этом плане — при поддержке перкуссии вступает основной и солирующий духовой, ведёт, ведёт, и в какой-то момент вдруг становится понятно, что вовсе не он ведёт линию — он сам фон, но необычный. Описать это можно метафорой театра теней — „гуделка“ превращается в колышущийся полупрозрачный покров, за которым, словно плотный огонь, проходит одну за другой метаморфозы перкуссионный ансамбль, который иногда привлекает на свою сторону струнные для акцентов, иногда в него вливаются самые естественные интрументы — хлопки рук. И всё это — в едином ритме, который удерживается одновременно всеми, и при этом иногда отклоняется в большие и малые круги, а иногда и „расходится“ волнами.

Для меня, обожающего атмосферный джангл за его сочетание нескольких совершенно разных слоёв — рваного ритма и медленно плывущего амбиентного фона — это абсолютно точное попадание во вкус. Особенно, если заметить, что кроме постоянно ведущих перкуссии и „гуделки“, в El-Hawzi есть ещё и глубокая, непрерывная почти, бас-линия, заполняющая все пустоты и совершенно уносящая крышу.

Минимум дополнительных изобразительных средств придают музыкальному нарративу дополнительную убедительность — и за счёт этого можно увидеть живых людей, которые это играют и под это самозабвенно танцуют, что снова возвращает меня к теме Дюны.

В Othrak Ma-ak Othrak как раз больше джазовости, больше полифонии и взаимодействия. Которые совершенно незаметны сначала — первые две минуты там по барханам гуляет „один палка два струна“ (на самом деле, конечно, струн больше, но исполнение нарочито упрощёно), и лишь в начале второй минуты этот „одинокий дервиш“ словно въезжает в Бухару — тут всё великолепие и восточная вальяжность, насыщенность и гостеприимность музыки проявляются в своей полноте, обращаясь в новое произведение.

Итог закономерен — всегда, когда я слышу в плей-листе эти (и подобные) мелодии, в памяти возникает никак не сегодняшний день, а пластальные конструкции, минареты (о которых Херберт позабыл написать) и арки Арракина, да душные пещеры съетчей.

upd: Оказывается, ссылки были побиты. Поправил, всё должно работать.

 
 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments