:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Ковровая бомбардировка фактами

  • „Пассивное научение“ как результат кажущегося бесцельным разговора
  • Синхронизация ментальных моделей

Не знаю, заметил ли это centralasian, но во время наших разговоров он почти всё время потратил на то, чтобы забросить несколько сотен фактов и мнений по разным темам на общее смысловое поле, и дальше уже шёл параллельный и трудноописуемый процесс — построение сети.

Так и должна происходить близкая к идеалу процедура разделения и передачи опыта, сложенного в виде сети фактов и идей, передаваемого от человека к человеку. Само построение сети делится на две части — пассивную и активную.

Первая часть построения — пассивная. Факты связываются в голове собеседника автоматически, в силу их близости в речи, или в силу осознаваемой связи их между собой. Никаких внешних действий или намёков для этого обычно нет (или они указывают на другие связи), и часто такое пассивное построение карты называют ещё „фоновым научением“.

Особенность пассивной стадии в том, что у каждой из сторон в беседе ментальная сеть-карта, построенная в итоге, отличается от такой же карты собеседника. Карты независимы друг от друга.

  • Нарушение устоявшегося порядка может привести к появлению новой, более оптимальной структуры

Важное достоинство этой независимости в том, что, включая незнакомого человека в какую-то тему, и проводя с ним такой внешне не имеющий конкретной цели диалог, можно столкнуться с неожиданными озарениями — как у рассказчика, так и у слушателя. Механизм озарений прост — при несвязанном, или слабо связанном потоке фактов и мнений их внутренняя иерархия ослабевает, либо исчезает совсем. Поэтому рассказчик, у которого на некоторое время снимается блок „стандартного восприятия“, тоже иногда начинает видеть вещи иначе. Неважные фрагменты могут забываться, а наиболее важные, выйдя на первый план из-за своего приоритета, а не за счёт прежней формальной структуры, могут сделать анализ темы намного увлекательнее.

Вторая часть построения сети — активная. Вбрасываемые факты теперь не просто оказываются на смысловом поле, а привязываются к каким-то смысловым зонам (об этом рассказчик отдельно говорит словами „здесь ещё интересно посмотреть на“ или „а это прямо связано с“).

Для активной стадии характерно глубокое, и при этом красочное и многоплановое взаимодействие ментальных карт собеседников между собой, и:

  • Если первая фаза со вбросом фактов была достаточно насыщенной
  • Если критическая масса фактов уже присутствует на нашем смысловом поле, а значит, собеседники уже смогли как-то мысленно манипулировать ими, связывая по-своему, привязывать друг к другу
  • Если собеседники чувствуют потребность в уточнении карты или прояснении отношений между разными элементами

... то у них в голове уже связываются не отдельные понятия, а целые смысловые категории. Здесь за счёт обратной связи на каждом из этапов диалога (выслушивание, осмысление, формулирование ответа, высказывание) смысловые карты уточняются, иногда активная фаза прерывается на вброс очередной порции не связанных ни с чем фактов, и в итоге складывается огромное многоцветное полотно ковра, сделанного „из высококачественной овечьей шести“.

Таким образом и происходит процесс ковровой бомбардировки фактами, позволяющий с удивительной эффективностью передавать другому человеку не только чёткие информационные структуры и конкретные идеи, но и состояния и контексты в целом — то есть то, что я с таким интересом и пытаюсь получить в итоге.

 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments