:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Google Groups 2 // Гугл тестирует альтернативу Yahoo-groups

Google-labs вслед за почтовым сервисом GMail открывают бета-версию Google Groups 2 — сервис почтовых рассылок и дискуссионных списков рассылки. Этим они покушаются на застолблённую территорию Yahoo Groups и, судя по комсомольскому задору, имеют немало шансов потеснить своего предшественника, учителя и конкурента.

Основные направления развития боевых действий:

  • Первый пункт. Завоевание пользователей и борьба за лояльную аудиторию
  • Второй пункт. Реклама в вебе
  • Третий пункт. Реклама в электропочте — козырные карты у Гугла
  • Восемь десятых пункта. И др. — мелкие детали, приятности и бонусы, которые могут повлиять на ветреных пользователей, и удержать, или переманить их к конкуренту. Ах!

Среди других незаметных нововведений — „Гугл-аккаунт“, сервис идентификации пользователей, активно тестируемый вместе с гмайлом, теперь распространяется и на сервис новостных конференций groups.google.com, которые, из купленного у DejaNews некогда Usenet-архива и инфраструктуры, превращаются в полномасштабный сервис для сообществ, начиная конкурировать с Yahoo-Groups, который Яху построила на базе купленного у eGroups программного обеспечения и пула подписчиков, и немного расширила под „своё видение“.

Более того, обкатывая интерфейсы и изучая реакцию пользователей GMail, Гугл начинает внедрять похожие простые и эффектные решения в „Groops“ (Google Groups), что, вкупе с образом „Гугл — это надёжно, минималистично и человечно“ даст ему очень большое преимущество.

В принципе, усиление конкуренции должно было начаться очень давно, но достаточный объём ресурсов и внутренних наработок в Гугле, похоже, появилось только сейчас. Сегодня „Groops“ находится в состоянии бета-версии, и имеющиеся в нём сервисы для подписчика очень сильно напоминают аналогичный инструментарий в YG. Много ли надо для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе? Вопрос интересный, потому что и Яху, и Гугл находятся примерно в равных позициях.

1 / Лояльная аудитория. И у того, и у другого сервиса есть свои лояльные аудитории. В отличие от одиночных почтовых пользователей, которые могут смириться с тем, что надо проверять старый ящик раз в месяц при переходе на другой сервис, дискуссионные группы — это достаточно жизнеспособные, устоявшиеся и инертные сообщества, которые с насиженного места уйдут крайне неохотно, а в большинстве случаев так и будут сидеть до последнего, пока их не начнут активно изгонять или сервис просто не закроется.

У Яху, как у де-факто монополиста в нише сервисов почтовых рассылок для широкой публики, есть в активе огромное количество рассылок в широком спектре тем. Из-за простоты работы с группами, очень многие рассылки перешли в YG из Topica и некоторых коммерческих сервисов, которые либо прекратили существование, либо не смогли конкурировать с бесплатным, и весьма эффективным бесплатным инструментарием YG.

Гуглу в данном случае остаётся только работать с уже существующими пользователями news-конференций, и постепенно подтягивать пользователей своего почтового сервиса GMail к использованию инфраструктуры Groops для ведения групповых обсуждений с открытыми архивами. А если учесть, что, на фоне „зарегулированного“ и насквозь корпоративного Yahoo, идеология Гугла выглядит более инновационной, и в то же время „безопасной“ для конечного пользователя (аккуратная реклама, высочайшее качество сервиса и надёжность), то можно предположить, что немало новых рассылок будет создаваться именно в Groops, и первыми там будут пользователи, полюбившие GMail.

Наконец, Groops — это удобный интерфейс к новостным конференциям Usenet, которые живы и активны до сих пор. А это значит, что те, кто читает их через гугловский интерфейс, в какой-то степени уже являются пользователями Groops и, после открытия Гмайла для публичного использования, скорее всего останутся в Groops, чтобы теперь уже не только читать, но и активно участвовать, подписываться на отдельные новостные группы, и вообще всячески наслаждаться жизнью.

2 / Реклама на веб-страницах. Дурная слава Yahoo, на ящики которого спам слетается в течение считанных часов после их открытия, а также многочисленные нарекания на веб-интерфейс Yahoo Groups, который не только неудобен, но и имеет дурную привычку прерывать работу пользователя с архивами рассылки рекламным сообщением, лягут достойным аргументом на чашу весов в пользу Гугла. Для этого ему достаточно остаться при своей стратегии таргетированной и ненавязчивой текстовой рекламы, что и морально, и интерфейсно забьёт обвешанные рекламой страницы YG.

3 / Реклама в электронной почте. Что же касается рекламы в письмах, то можно предположить, что Гугл не только позволит на первое время отказаться от неё самим хозяевам рассылок, но и позволит им дополнительно подкрутить таргетинг объявлений, а также поучаствовать в партнёрской программе, вроде AdSense, но для электронной почты.

Остаётся учесть, что Гугл, используя свои колоссальные наработки, может потенциально отправлять каждому адресату персонализированные рекламные объявления, основывающиеся на анализе трёх элементов:

  • тематика группы (механизм AdWords)
  • текст письма (механизм AdSense)
  • профайл получателя (инфраструктура Google Account)

Что может противопоставить этому Яху, кроме массовой пиар-кампании для привлечения новых пользователей, и радикального улучшения сервиса, чтобы удержать существующих подписчиков, пока непонятно.

А если партнёрскую программу Гугл-таки предложит (подобные программы есть у многих более мелких сервисов. Пример — Subscribe.ru, который начисляет авторам и ведущим рассылок свои абстрактные очки, на которые можно купить баннерные показы или рекламу в рассылках), и программа эта будет приносить владельцам и модераторам групп хоть какие-то деньги, то многомиллионная армия блоггеров раструбит об этом так, что в Groops может ломануться контингент из десятков других сервисов.

4 / И др. Кроме „отсутствия“ рекламы, взаимовыгодного сотрудничества и подобных маркетинговых решений Гугл может предложить и другие плюсы: поиск и индексация, хранение вложений, интеграция с GMail, и другие сервисы.

  • Поиск. В описании новых возможностей Groops указывается, что „[p]ostings to both Usenet and mailing lists appear in 10 seconds and are indexed within 10 minutes“. Это означает, что работать с архивами будет настолько же удобно, насколько и с большим Гуглом. Это, конечно, не Яндекс, но привычнее, чем Yahoo.[1]
  • Хранение вложений. Пока нигде в описании Гугл-групп нет никаких упоминаний о политике в отношении вложений. Яху в своё время, столкнувшись с огромным объёмом занимаемого вложениями места, отказались от хранения приложенных файлов вместе с текстовыми сообщениями.

    До этого действовало только ограничение на размер письма, отправляемого в группу — не больше одного мегабайта. Из-за этого многие группы (в первую очередь — создаваемые для обмена файлами) вынуждены были перейти на использование чисто почтовой части сервиса для рассылок, так как архивы переписок с вложениями больше не сохраняются.

    Если Гугл, вслед за фантастическим предложением „каждой твари по гигабайту на почту“ предложит группам срок хранения вложений хотя бы в две-четыре недели, очень многие „крупногабаритные“ рассылки переберутся на Groops, а значит, и перетянут с собой подписчиков, и увеличат свой трафик, а с ним — и прибыли Гугла.

  • Интеграция с GMail. Сейчас в Groops появилась такая функция, как „Watch this topic“: обсуждения „со звёздочкой“, и звёздочка эта взята из интерфейса GMail, где ею помечаются особо важные или интересные обсуждения — своего рода закладки, но не для страниц, а для целых ветвей и тем обсуждения.

    Кроме этого добавлен уже привычный по GMail режим „быстрого ответа“ на сообщения, различные индикаторы вверху и внизу экрана, и список сообщений действительно даёт понимание о чём написано в каждом из сообщений. У Яху выдержки из писем однострочные.

  • И др. Большой набор технологий, которые находятся в распоряжении Yahoo, позволяет им в рамках сервиса для почтовых рассылок предлагать и второстепенные средства — каталог ссылок, файловый архив, базу данных, а также фотоальбомы, голосования и базовый календарь-планировщик.

    Будет ли претендовать на столь же широкий набор функций Groops? Вряд ли — если гугловские инженеры будут следовать своим принципам и делать очень концентрированные, сверхкачественные решения, даже если это означает отказ от широкого охвата пользователей и переход в более узкую нишу. Но внедрять постепенные инновации, а также не мешать пользователям подыскивать нестандартные применения для существующих технических решений — это то, что будет постоянно удерживать с гуглом самых активных и пассионарных его пользователей в виде армии гиков.

Всё это наводит на замечательные мысли о широко распространяющемся фронте конкуренции в сфере услуг, которая, с приходом Google, резко повышает и без того высокий градус накала борьбы за свой кусок аудитории и максимальный охват пользователей.

Но если раньше потребности пользователей шли впереди требований сервис-провайдеров, то гугл, входя в игру и внося свою привычку внедрять best practice, превращает „умеренно полезные“ услуги в „крайне полезные“, часто опережая ожидания пользователей, не привыкших к такому качеству в реальной жизни, и без какой-то мышеловки. Так это стало с поиском по вебу, и в том числе по Groops. Так же это сейчас происходит с Гмайлом (которому энтузиасты находят всё новые и новые и новые применения).

Наконец-то тезис „конкуренция идёт на пользу потребителям“ начинает в полной мере работать в сфере формально бесплатных услуг, при этом укладываясь в рамки прибыльной гугловой бизнес-модели.


Примечания:

[1] Справедливости ради надо отметить, что, если поиск в группах строится на том же программном обеспечении, которое обеспечивает поиск в GMail, то поиск для всех пользователей, работающих с нелатинскими символами и кодировками, отличными от ISO-8859, пока бесполезен. По русскому языку GMail пока не ищет. Всё ещё.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments