:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Питерские отчёты // Казанский собор

В четверг, кажется, уже после Эрмитажа, мы с tobe решили зайти в Казанский собор, чтобы посмотреть на него не только снаружи, но и внутри. Ходили по нему недолго, вряд ли больше, чем полчаса. Причём я, кажется, был в нём впервые. (Если даже не впервые, то это значит, что я там мог быть только году в 86-м. Давно.)

Очень странный набор переживаний начинается ещё во время подхода сбоку к главным воротам, ведь, казалось бы, — вход должен быть с площади, в точке пересечения внешних дуг колонн, а тут вдруг оказывается, что на самом деле всё это — неортодоксальное архитектурное решение, и настоящий вход обращён в сторону от площади.

Из-за такого расположения внутреннее пространство храма становится сильно вытянутым, а подход к центральной зоне и иконостасу происходит через длинную и совершенно не свойственную русской традиции колоннаду, из-за которой и мешаются ощущения: высота колонн и длина „пред-зала“ напоминают о готических храмах с их поднебесными и подавляющими потолками, но здесь никакого давления нет и в помине, как нет и закрытости, „камерности“, столь свойственной приземлённым православным храмам.

Другими непривычными деталями были треугольники на фоне солнечных лучей, составляющих круг. Всё это очень напоминало некий эклектичный, стилизованный убор, который лишь кажется тем, чем выглядит. Происходит это из-за того, что неортодоксальные символы производят впечатление обновлённости, новизны, которая лишь следует правилам, но на деле, внутри — совершенно другая, более полная.

Так и с этими треугольными символами — несмотря на прозрачность триединства, несмотря на русские традиции солнцепоклонничества, вкупе это было похоже на некие тайные масонские символы-фразы, намёки и откровения для посвящённых. Вспоминаются иллюминаты, с их символом в виде глаза, вписанного в пирамиду, на фоне солнца.

Уже когда мы вышли из Казанского, после него осталось ощущение лёгкости и воздушности, отчасти свойственное невесомой, паутинной готике, отчасти — свежим неоклассическим строениям, а также благодаря солнечному свету и значительному внутреннему пространству при умеренном, даже скромном внутреннем убранстве.

Там мне оказалось очень спокойно, тихий голос там гармоничен из-за того, что его никто не услышит, и из-за того, что он никому не помешает — нету почти никого, а те десятки людей, что всё же бродят по храму, тебя никогда не услышат — слишком широки просторы.

И, пожалуй, это первый за долгое время храм, который бы на меня не давил ничем, где я не чувствовал себя „неуместно“.

 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments