:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

О вреде стереотипов // Как дизайнеры не смогут изменить мир

To a man with a hammer everythings looks like a nail.

Недостаток того, что ты варишься в одной и той же теме, состоит в том, что в какой-то момент ты начинаешь видеть её проявления везде. Хороший пример: есть выражение „дизайн спасёт мир“, запущенное всемызнаемкем из ставшей банальной максимы „красота спасёт мир“. И нередки случаи, когда дизайнеры начинают всерьёз видеть мир вокруг иначе, начинают ощущать для себя пути и возможности доработать этот мир и сделать его лучше. Некоторые даже испытывают что-то вроде своей „социальной ответственности“ и начинают навязывать свои дизайн-решения окружающему миру.

Слава Аллаху, если это уникальные дизайнеры-холисты, вроде Виктора Папанека, который близок к природе, идеалам эффективного и дешёвого, естественного производства, и эта любовь к естественным решениям проявляется во всём — от пропорций до уважения к бионическим принципам, до глубочайшего изучения анатомии и различных процессов, вплоть до социального и культурного устройства. По сути, речь идёт уже о проектировании не вещей, но среды в целом, и того, что называется „проектированием опыта“.

Дизайнер-холист видит всё „сверху“, и он видит, как можно сделать лучше ту прослойку между человеком и окружающим его миром, которая в разработке программ-вебсайтов-станков с ЧПУ называется „интерфейсом“. И он действительно не останавливается на одной какой-то сфере, и видит вещи вокруг целостно, моментально отмечая, где природные пропорции были нарушены, и где можно было сделать лучше. В чём-то такие дизайнеры схожи с городскими архитекторами, планирующими глобальные городские экосистемы.

Но есть и другие дизайнеры, которые считают, что те решения, которые они освоили в одной области, являются универсальными и работают везде. О примере того, как эти люди заблуждаются, принимая частности за действительно важные вещи, пишет (не без натяжек, правда) Майкл Эндрюс, дизайнер из Новой Зеландии.

«

There is much I love about what might be called the "design mentality": its focus on doing, on seeking opportunity, on improving things, on trying things out. The design dimension is overlooked in many contexts, and efforts to expand the scope of issues addressed by design is most welcome.

But just because design can improve things does not mean it will improve things. Sometimes designers take their "master of the universe" role too far. I'm reminded of a story told by Ralph Caplan. A designer told him, "Once you get their confidence, clients ask for advice on anything -- like, can you recommend a good dentist? You find yourself saying, 'Well I'm a pretty good dentist. Why go outside?'"

One design organization that seems to offer advice on anything is the UK Design Council. It's a great organization, one of the most active and organized champions of design going. But I'm constantly perplexed how they want to venture into social issues by claiming design is the solution.

For example, there is the "Design Against Crime" initiative. "How do you beat crime? More policemen and longer prison sentences say some. But good design can actually prevent crime" say the Design Council. In recent weeks the Design Council released its "Touching the State" report which looks at "how design can increase our sense of citizenship" and promises to reverse plummeting election turnouts.

Ouch. Next there will be a report on how good design will solve conflict in the Middle East.

Let's not forget the wise council of architect William Pena: "To put it positively, a social problem calls for a social solution. After there is a social solution then it can be part of a design problem for which there will be a design solution. You cannot solve a social problem with an architectural solution."

»

Главная натяжка здесь в том, что Эндрюс не оговаривает отдельно, особо и ясно известную истину — дизайнер, претендующий на что-то большее, чем „творчество по заказу“, должен уметь видеть задачи клиента и решать их, и не всегда решение такого дизайнера будет состоять в том, что ожидал заказчик.

Очень часто корни проблемы лежат в другом (о чём любят говорить user-experience-дизайнеры), и изучать ситуацию надо не на уровне поставленной задачи, а на уровне осмысленния и решения проблемы (здесь можно, пользуясь случаем, передать привет copylove, centralasian и dixi, с которыми мы в разное время обсуждали этот вопрос).

Резюме: если ты начинаешь видеть кругом гвозди — сначала пойми, почему они там торчат. Или отложи молоток.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments