Самой большой проблемой, для которой пока не удалось найти оправдания или решения, является то, что в MMORPG не создаётся практически ничего, кроме социального опыта (для тех, кто понял, как его извлекать, и как учиться, играя), и игровых ресурсов. Можно, разумеется, и игровые ресурсы продать на eBay, работать „китайским мексиканцем“, но это уже не игра — это бизнес.
Традиционно, в играх люди проводят небольшую часть своего времени, отводимую под досуг. Компьютерные игры (вообще — не забудем Lines и тетрис, офисных убийц времени) упростили переход от досуга к работе и обратно, но в случае MMORPG сама механика построена так, что игроки погружаются в мир, где выиграть быстро (потратив двадцать-сорок часов на прохождение) невозможно. Досуг превращается в рутину, хотя кто-то назовёт это „стилем жизни“. Досуг занимает каждый пустой промежуток времени („гонять альтом грузовик“ или „ща я поставлю своего шахтёра на баржу“).
И вот это для меня уже признак угрозы, так как в мире без MMORPG люди идут социализироваться в журналы, а во время досуга пишут статьи, книги, в общем — создают что-то новое, а не перерабатывают созданное авторами-разработчиками.