:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Жертва семантической чувствительности

В субботу, пока ехал в кофейню, как раз думал над тем, что по мере того, как животные всё больше ориентируются на информационное взаимодействие, тем заметнее у них разделение между двумя типами мускулатуры — семантической и двигательной. С двигательной мускулатурой всё понятно (она используется для выполнения двигательных функций и более ярко выражена), семантической же я назвал то, что отвечает за передачу невербальной информации.

По здравому размышлению — нету никакого такого разделения. Вернее, оно не на таком низком уровне, а на „организационном“ — нервная система и мозг постепенно отобрали под свои информационные нужды какие-то участки тела, которые из-за такого к себе внимания гораздо лучше оформились и поднялись в значимости...

Всё это подумалось применительно к тому, что я уже много раз замечал в себе слишком сильную (читай: ненормальную) чувствительность к каким-то осмысленным событиям и действиям. Что имеется в виду: при общении с кем-то, пока я понимаю человека и он говорит на моём языке, я могу с определённой лёгкостью увидеть то, что он рассказывает — своеобразная форма синестезии. Причём вплоть до того доходит, что когда видны неправильно употреблённые слова, нарушены семантические, смысловые связки — я от этого испытываю явный дискомфорт и стараюсь каким-то образом ситуацию исправить — выяснить у собеседника, о чём же он всё-таки, что имеет в виду, и найти общий язык в диалоге без необходимости ему говорить всё самостоятельно. Очень часто собеседники при переориентации их с такого „нарративного“ стиля на „диалоговый“ ещё больше раскрепощаются и понять их становится намного проще.

Опять же, такой режим разговора помогает построить картинку без прямого описания темы предмета — за счёт ссылок и указаний иногда получается „узнать слона“ по одним лишь признакам. Иногда и не получается. Но были случаи, когда при рассказе мне о чём-то, большая часть рассказывается мной самому себе при активном участии и уточнении деталей рассказчиком...

... Говоря о чувствительности, я заметил, смотря на фотографии, что есть определённые мелкие жесты, детали мимики, которые вызывают такое же... мягко говоря, неудовольствие из-за их несовершенства — примерно так масквичи узнают провинциалов по характерному для немосковских мест акценту. Разница невербальных семантических пространств часто бывает просто поразительной (не то, чтобы меня это действительно поражало — сознание моё понимает, что нет предела разнообразию, но вот практичный естествоиспытатель во мне, живущий только собственным опытом, регулярно удивляется), причём впитывается набор таких жестов непроизвольно, как и вся невербалика вокруг тебя, которую ты не осознаёшь.

Из-за того, что на такие мелочи большинство не обращает внимания, и часто даже не понимает что это такое, если с ним заговорить на эту тему, то бороться с неидеальными (а часто — просто некультурными) невербальными выражениями очень сложно. Есть общепринятые нормы, есть какие-то неписанные правила, но... У меня регулярно возникает желание в ком-нибудь исправить динамику пожатия плечами или поднятия пера со стола. Есть же, бывают самостоятельно сформировавшиеся люди с потрясающей грацией движений, с удивительной пластикой... Почему же этому не учат на уроках физической культуры, интересно. Ведь это возможно (вспоминаем Бернарда Шоу, „Пигмалион“).

... Чем это всё кончается? В общем-то, ничем. Всё только начинается. Начинаем очередную ветвь размышлений на тему „невербальная семантика“.

 
 
 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments