:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

Category:

Почему хороша разносторонность и для чего она бывает полезна (или „четыре модальности сразу“)

Рассказы про бытовую магию тем временем помогли мне сформулировать следующие тезисы из информационного менеджмента (если быть точным — из персонального информационного менеджмента). Итак, рассказ о пользе знания того, как общаешься ты сам и как общаются с тобой.

... Для того, чтобы максимально гибко действовать в любой ситуации, нужно в первую очередь гибко думать. Несмотря на то, что разговор о модальностях восприятия в первый раз был у меня пять лет назад, эти почти пять лет ушли у меня на понимание того, как же определять каналы восприятия в общении с собеседниками, и как потом под них подстраиваться.

Определение модальностей, как и обещали, в какой-то момент стало почти автоматическим — они сначала втекают в тебя (для этого жизненно необходимо быть хотя бы хорошим, внимательным и требовательным слушателем, с чем у меня, в силу собственной замкнутости, довольно неплохо), потом перерождают твоё восприятие человека под стать его каналам восприятия, и в какой-то момент появляется другая потребность — говорить с человеком его словами.

Вообще, в моих диалогах, как я только что понял, очень интересно отмечать „подстроечные“ блоки — обычно они встречаются в длинных разговорах, когда велик шанс, что собеседник ответит на монолог в полторы минуты своими словами и своим мнением. Вот тогда-то и получается тот самый интересный (для меня) эффект: сознанию нужны ключи, по которым оно будет строить общение, и начинают формироваться либо описания (когда что-то детально раскрашивается, перебирается и озвучивается для того, чтобы узнать, как человек воспринимает свой мир и как ему удобнее и приятнее общаться со мной), либо прямые модели (в редких случаях дигитальной модальности).

Забавно, что по мере того, как всё больше „разговариваешь“ человека, возникает всё более навязчивое внутреннее желание как бы „развернуть“ его для себя, понять как можно лучше и глубже. Реализуется это в странной (если подумать), но последовательной форме, которую я и постараюсь описать.

Чем дольше происходит общение (особенно непрерывное общение, в рамках одного сеанса), тем настойчивее в разговор, изначально, как правило, одно-двухмодальный, внедряются параллельные каналы — для того, чтобы подготовить и раскрыть человека с этих, неиспользуемых им обычно, сторон. В принципе, можно даже сформулировать любопытное правило, исходящее из проверенной реальности и (во второй своей части) из моего опыта того, как со мной общаются мои друзья, коллеги, знакомые и незнакомые.

  • Эффективная коммуникация строится на основных для человека каналах восприятия (аудиальном, визуальном и кинестетическом плюс дополнительный дигитальный), чаще в работе находится только два из них. Используя их, можно добиться того, что тебя поймут чётко и правильно.
  • Полностью ощутить, увидеть и понять человека самому можно только задействовав его во всех модальностях. Исключением становится дополнительный дигитальный канал — не у всех он есть, не все его понимают.

Правда, при раскрытии человека по новым для него каналам важно быть готовым к проблемам. Они возникают всегда и почти всегда решаются. Заключаются они в том, что, во-первых, всем нужно время на „акклиматизацию“ и освоение нового способа думать и чувствовать, зато присутствующий при этом человек получает редкую возможность видеть человека вне его обычной „ролевой игры“, потому что в новых информационных условиях (своеобразная форма стресса) человек на время теряет ориентацию и ему не до конца понятно, для кого он должен играть.

Во-вторых, сам человек оставаться сразу во всём спектре восприятия не сможет и, более того, не станет — это эмоционально и интеллектуально очень сложно, поток новых для тебя ощущений и эмоций заполняет настолько, что у тебя не хватает слов их не просто описать, а даже хотя бы осмыслить. Поэтому сидящий рядом должен чётко контролировать процесс и помогать собеседнику сначала разобраться в себе, а потом оглянуться вокруг, уже с этим новым видением вещей. В общем-то, таким образом создаётся подручными средствами не что иное, как пик-переживание, только не для себя, а для другого человека.

... Забавно, что последние полтора года я довольно регулярно анализировал различные свои тексты, для того, чтобы понять, какие же два канала превалируют в моём собственном восприятии. В зависимости от периода и настроения, получилось, что основные внешние каналы — визуальный и дигитальный. Внутренние каналы (с помощью которых проще всего достучаться до меня самого) — с точностью до наоборот, — аудиальный и кинестетический.

В общем-то, я и не удивлён этим.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments