:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Законы сетевого общения

Однажды, после одной из прогулок, я пришёл домой с уверенностью, что надо где-то записать, запротоколировать свои размышления о том, какие законы регулируют всё сетевое общение. Причём это не столько даже привычки, сколько самостоятельно выкристаллизовавшиеся принципы, подобные законам природы — ты их можешь знать, ты их можешь не знать, можешь не следовать им, можешь идти против, но они всё равно есть. Просто есть.

Мне повезло с напарницей для естественно-научных опытов по сетевому общению. С ней удалось очень глубоко забраться в то, как люди могут эффективно и с удовольствием общаться в сети. Речь не идёт о всех этих „покровах виртуальности“ и прочих-прочих-прочих страшных психологических вещах. Всё гораздо проще, гораздо более приземлённо.

 Полное посвящение

Например, уникальность времени и пространства в котором идёт общение. Означает это лишь одно — чаще всего, человек хочет, чтобы только с ним одним ты говорил, только ему одному уделял внимание. Так ему проще доверять тебе, проще открыться и почувствовать себя с тобой наедине. Неважно, насколько близкие отношения вас связывают, потому что здесь важно другое — на уровне глубокой интимности тем для разговора на порядки больше.

Интимность — это доверие, это полное спокойствие и разговор тет-а-тет, в котором вы оба заодно, и потому можете обсуждать что угодно, с удовольствием и странным чувством внутреннего единения. Именно это чувство единения вы потом будете ещё долго (если не всегда) помнить и стремиться к нему.

Единство же времени и пространства означает в данном случае, что ты во время разговора с этим человеком:

  • ничем больше не занят
  • ни с кем больше не общаешься

На самом деле, ты можешь быть страшно занят и говорить одновременно с тремя-четырьмя партнёрами, но тогда это твоя обязанность не дать им почувствовать твою занятость. И это твой долг — не дать партнёру понять, что ты делишь своё внимание ещё с кем-то. В противном случае человек, который тебе уже доверился, с которым разговор уже ушёл в глубокие личные леса, при резком выходе из этого состояния по твоей вине („Прости, мне тут сейчас Маша сказала, что... “ — О, смотри, какую классную ссылку мне сейчас Петрович прислал!“) имеет полное право обидеться и оборвать разговор здесь и сейчас. Но он этого не сделает — нет у офлайнового человека привычки говорить сразу о своих чувствах — слишком много вложено в невербальные методы, в обучение им и восприятие именно жестов и тонкостей мимики. А в онлайне невербалика своя, и научиться ей можно лишь с практикой. И на это редко хватает времени.

Вообще, соблюдение интересов собеседника является одним из принципов тактичности, из искусства чувствовать контекст и понимать, что подходит ситуации, а что нет.

 Молчание — золото. Только не в онлайне

Есть ещё один, не менее важный закон сетевого общения: что бы ни происходило, говори. В сети нет такого понятия, как театральная пауза. Паузы — на совести среды (самого интернета), на совести другой стороны. И им нельзя доверять передачу смысла. Если ты обижен — об этом надо говорить, если ты слушаешь — об этом надо давать понять, вообще, каждый вздох и каждое движение должно иметь отражение, если есть подозрение, что разговор умирает из-за тишины.

Поэтому и все отговорки „я не знал, что сказать“ не подходят... В он-лайне не имеет смысла молчать.

Речь идёт, разумеется, только о тех случаях, когда разговор должен происходит, когда тебе хочется или нужно с кем-то говорить. И всё это совершенно неважно, когда ты занят, когда беседа — не более, чем деловое общение, или когда собеседник тебе не интересен. Нужно чувствовать контекст ситуации, и когда она становится общением, не делать глупых ошибок.

 Непрекращающийся диалог

Третьим важным законом сетевого общения является полная асинхронность (как совершенно верно напомнил мне ailev) общения. Это одна из черт общения „при посредстве“. Начинаясь с курьеров и автоответчиков, теперь это становится распространённой чертой сетевого общения — ты всегда готов говорить с человеком так, как если бы он был здесь, даже если сейчас его нет — не сокращать количество обсуждений „до встречи“, а использовать время в полном масштабе. Это ещё один особый вкус сети, к которому долго и мучительно привыкать после офлайна и долгих лет общения „лицом к лицу“.

После разделения общения на две части — личное доверительное общение и опосредованное, формальное общение через других людей или бумаги, привыкать к доверительному опосредованному общению сложно. Так, довольно часто находятся люди, которые не могут надиктовать сообщение на автоответчик только из-за того, что они не слышат, не чувствуют реакцию собеседника.

В он-лайне же собеседник может пропасть в любой момент — из-за прервавшейся ли связи, из-за необходимости срочно выполнить какую-то задачу, причина может быть любой. И если идти на поводу у обстоятельств, то по-настоящему поговорить не будет никакой возможности (за исключением, пожалуй, электронной почты, но для многих это слишком долго — писать, отправлять, невольно обдумывать). Поэтому третий закон — игнорируй обстоятельства, учитывай, что вы живёте в разных распорядках или часовых поясах. Привыкай отправлять записки, письма, живые слова в оф-лайн, чтобы адресат прочитал их тогда, когда это будет удобно ему. Неважно, устареют они к тому моменту или нет — в них запечатлевается сейчас, и это самое важное.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments