:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

Поиск нового — открытие того, что тебе ещё не известно (музыка, литература, арт)

Спровоцировано просьбой отреагировать на запись о поиске подходящей музыки в журнале beskov. Продолжение темы можно увидеть в том же журнале.

„Объекты культуры“, как назвал beskov музыку, литературу и другие объекты искусства, попадают к человеку самыми разными способами. Разумеется, в первых рядах — спецфильтры, вроде друзей и обзоры в СМИ, но на самом деле довольно быстро привыкаешь изучать информацию самостоятельно — из друзей отбираются те, которым ближе те аспекты искусства, которые интересны также и тебе, обзоры в СМИ изучаются и проверяются, но большую часть работы можно провести с помощью интернета и, как ни странно, достаточной суммы денег и рискового характера.

Лирическое о.:
Ни музыка, ни арт (то есть „материальные“ объекты искусства — картины, скульптура, архитектура) не являются информационным источником для человека, а потому не слишком критичны для выживания.

Также происходит и с художественной литературой, по большому счёту, — все перечисленные „сущности“ служат только основной приправой к жизни, как таковой. Да, часто они меняют вкус, радикально перекрашивают восприятие, но жизнь остаётся прежней в основе своей. Если относиться музыке и литературе именно так, то поиск нового становится задачей гораздо более простой — мы знаем, что мы ищем: новый вкус, или старый, но иной.

Именно по причине своей такой „дополнительности“ механизмы поиска и работы с информацией пока не очень разработаны, и чем ниже уровень благосостояния конкретного общества, тем хуже в нём развиты технологии отбора, подбора и поиска новых „объектов культуры“.

Это всё хорошо, конечно, но как же искать то, что понравится? Если как-то попытаться систематизировать различные подходы, то на выходе останется три основных направления:

  • другие подобные объекты или поиск схожих объектов по более-менее формальным критериям, например, по лейблу или издательству, по стилю или автору. Очень велика вероятность, что схожие объекты нам понравятся. Не откроют нам новый материк, но вполне удовлетворят.

    Всё разделяется по иерархиям: стиль/жанр, автор, лэйбл, оценка критиков.

  • те, кто выбрал этот объект, также выбрал вот то или неформализуемый анализ корреляций по базе данных покупательского спроса. На анализе предпочтений и отношений, в частности, построен сервис IQRate, да и внутренние сервисы того же Амазона, и это позволяет нам не думать о формальных характеристиках — формальные характеристики дают возможность только попытаться предсказать, что именно за объект получит покупатель.

    Анализ предпочтений же нам не говорит „вы получите красный брусок, холодный на ощупь и слегка тонко позванивающий при тряске“, а просто сообщает о том, на что будут похожи ощущения, то есть работает на фундаменте человеческих ассоциаций. Если вам понравился „Волхв“, то вам понравятся и „Наш человек в Гаване“ или „Маятник Фуко“. Этот механизм гораздо эффективнее, но не даёт стопроцентного охвата того, что будет интересно именно вам. Система может сказать, какие шансы того, понравится вам вот этот конкретный продукт или нет, но выдавать список рекомендаций будет крайне ограниченно.

    Всё разделяется по кластерам предпочтений аудитории.

  • я не знаю, что хочу, дайте мне пять дисков из разных стопок — он же „горизонтальный рэндом“, то есть выбор заведомо того, что ты ещё не знаешь, не слышал, не видел, не пробовал. Очень эффективно из-за того, что нету ограничения на поле — неважно, какого года запись, неважно, кто играет и на каком лэйбле вышло, неважно к какому конкретному стилю относится.

    Всё лежит большой кучей: выбирай — не хочу!

Разумеется, что самым эффективным для поиска вообще является сочетание всех трёх подходов, но пропорцию выбирает каждый сам. Я, например, пользуясь неограниченным каналом, могу позволить прокачать пару десятков гигабайт за месяц лишь с тем, чтобы узнать, что нового и интересного вышло, даже если половина пойдёт в мусор. Выбор идёт именно на „горизонтальном“ уровне, без деления.

Если я хочу больше музыки, подобной LTJ Bukem, я либо спрошу у кого-нибудь (например, moedusaсами-понимаете-у-кого, о котором можно вообще отдельную песню пропеть), либо пойду на сайт лэйбла, то есть буду действовать по первым двум стратегиям, которые и дадут мне достаточный для поисков список исполнителей, рекомендуемых сообществом альбомов, схожих (ассоциированных) стилей и направлений для дальнейших поисков интересной музыки.

Разумеется, всё описанное в равной мере относится и к литературе (как художественной, так и научно-популярной), и к объектам искусства.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments