:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

[ QU ] Куда катятся современные мужчины — новые стереотипы

Куда катятся мужчины

Супермены и мачо выходят из моды
Анатолий Чернов, „Ведомости“, 18 октября 2002

Международное исследование Research International Worldwide, охватившее 46 стран, констатирует трансформацию образа мужчины в обществе. Парадокс заключается в том, что сегодня общество одновременно навязывает мужчине две противоположные роли — мужественного грубоватого мачо и тонко чувствующего друга-партнера.

Новый мужчина.

Душой нового мужчины интересуются не только женщины. Этой проблемой всерьез озабочены рекламисты, которые тратят серьезные средства, чтобы понять, что волнует и что оставляет равнодушным нового мужчину. Исследование показало, что вопрос о равноправии полов перестал быть актуальным, на первое место вышло понятие своеобразия пола. "Мужчина должен сохранить весь свой набор основных маскулинных ценностей, ему никто не разрешает стать слабым и нерешительным, но при этом мужчина должен быть полноценным субъектом общения, заботы, сочувствия", — говорит Елена Конева, директор исследовательской компании "КОМКОН", представляющей RI в России.

С таким утверждением соглашается известный консультант по публичному поведению Елена Русская. По ее мнению, в глазах современного общества наибольшую популярность набирают те лидеры, которые умеют гармонично сочетать и проявлять свое биологическое начало и социальную роль. "Чем больше президент какого-нибудь банка мужчина, в самом широком смысле этого слова, тем лучший он президент. То же самое можно сказать и о женщинах", — считает Елена Русская. Другими словами, тенденция формулируется не как отход от маскулинности, а как ее обогащение.

В Европе эта тенденция выражена чрезвычайно отчетливо, в некоторых странах она даже вызвала гипертрофированную реакцию общества. Под воздействием социальной политики (мужчинам начали предоставлять отпуска в связи с рождением ребенка и пр. ) мужчины там слишком "смягчились", это уже ведет к искажению социальных и сексуальных ролей. Но это поправимо, считают специалисты, гораздо хуже игнорирование новых социальных реалий или даже эксплуатация и поддержание стремительно устаревающих стереотипов "настоящего" мужчины. Это вызывает стресс у мужчин, у женщин и общества в целом.

В России новый сложносочиненный тип мужчин пока представлен лишь в среднем классе и в молодом поколении. Для этой категории "новых мужчин" уже не работают традиционные апелляции — "был замечен у тещи на блинах" или "с женой на балете" — они не считают тещины блины или балет чем-то постыдным. Правда, в отличие от Европы у нас доля "традиционных" мужчин еще велика, у них подобные приемы вызывают нужные рекламщикам ассоциации. И все же и в России уже нельзя игнорировать "новых мужчин".

Как показало исследование, им, например, присуща большая целомудренность, чем это принято считать. Любая избыточная апелляция в рекламе или СМИ к их повышенной сексуальной озабоченности воспринимается скорее отрицательно. Не менее негативно они реагируют на образ растерянного мужчины, неспособного справиться с домашним хозяйством. Как пояснили исследователи "КОМКОН", унижение мужчины, даже как шутливый рекламный прием, не способствует эффективности рекламы. "В рекламе нужно помнить о том, что основная психологическая проблема мужчин — это страх потерять свою мужскую идентичность. Поэтому любое посягательство на архетип вызывает подсознательный протест", — объясняет Елена Конева.

Жестокий мир.

Современный мир, по большому счету, можно считать мужским. Но построив мир собственными руками, мужчины вдруг обнаружили, что у них больше нет привычного набора инструментов, которые традиционно позволяли им проявлять свое естество. Изменилась роль женщины, и мужчина перестал быть хозяином дома и главным кормильцем семьи.

Рост алкоголизма — это лишь одна из реакций сильного пола на изменившуюся ситуацию. Причем довольно часто алкоголизмом страдают успешные в обывательском понимании люди. По мнению Елены Русской, проблема заключается в том, что карьера для сегодняшнего мужчины становится подменой подлинной жизни. "Вместо того чтобы жить, он делает себя занятым. Он всерьез считает, что ему надо строить правую или левую партию, и при этом не понимает, что если он как, например, президент банка не придет на работу, то никто этого даже не заметит, — рассуждает она. — Умирают руководители стран, но со странами ничего не происходит. И мир не рушится. Эта надуманная незаменимость порождает неспособность остановиться и подумать, что им на самом деле надо и чего они хотят".

Довольно часто современному человеку на пути к материальному формальному успеху приходится тратить энергию на преодоление собственной негативной реакции на раздражители — улыбаться людям, которые вызывают отвращение, делать вещи, которые неприятны.

По мнению Елены Русской, успешные люди, которым на протяжении долгих лет приходится жить в такой ситуации, в итоге теряют свою собственную природу. "Это глобальная имиджевая проблема современных лидеров, потому что дисбаланс понятий "хочу" и "надо" имеет внешние проявления. У них определенным образом формируются морщины, как правило, такие люди имеют либо очень хмурый взгляд, либо равнодушный", — говорит Елена Русская. Походка у этих людей такая, будто над ними посмеялись в соседней комнате или они проглотили кол. И как бы они ни подбирали себе костюм, брюки будут висеть мешком.

В то же время мужчина, который нашел баланс между понятиями "хочу" и "надо", улыбается искренне, у него задействованы "мышцы привлекательности". "Люди из власти редко являют собой образцы психического здоровья. Чаще желание власти — это все-таки попытка компенсировать какие-то свои комплексы", — считает Елена Русская.

Она рассказала, что ставила своим студентам записи разговоров по душам с известным политиком [с искаженным голосом] и с бомжем. "Отличить жалобы одного от [жалоб] другого практически невозможно. У того и другого нет нормального здорового сна. Только если политик может купить себе кровать за $5000 и при этом просто жалуется на бессонницу, то бомж думает, что он не может нормально спать, потому что у него нет кровати", — говорит она.

По мнению доктора философских наук, профессора кафедры теории и истории культуры Российского университета дружбы народов Татьяны Алексиной вопрос о мужчинах и женщинах в современном обществе — это детализация более общего вопроса в рамках смены культурного типа. "Характерная для постмодерна имитация деятельности проявляется и в изменении ролей, в том числе и половых. Это как передача "За стеклом". Подрастающее поколение имитирует бурную половую жизнь, хотя на самом деле субъектам не принципиально, какие роли играть", — говорит Татьяна Алексина.

Вдобавок ко всему, как показало исследование "КОМКОН", российские мужчины обеспокоены тем, как их воспринимает противоположный пол. "Они думают, что женщины к ним относятся как к машине для зарабатывания денег или сексуальному объекту. На самом деле женский взгляд на мужчин гораздо более позитивен", — поясняет Елена Конева.

Можно по-разному относиться к трансформации образа мужчины, тем не менее тенденция налицо: в современном обществе наиболее востребованы новые мужчины — не супермены, а партнеры, не издерганные добытчики денег, а гармоничные самодостаточные мужчины.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments