:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

Общество вечного потребления? // Как Китай всю мировую экономику на колени поставит

Позапрошлый, и, в особенности, прошлый век, когда технологии начали являть нашему взору товары с надёжностью, при которой срок службы превышает человеческую жизнь, подарили нам замечательную „дилемму заводовладельца“ — если все клиенты, которые пользуются нашими товарами, пользуются ими в течение десятилетий, и нахвалиться не могут, то что мы будем делать, если продавать нашу продукцию будет уже некому?

Как известно, множество фантастических и социальных произведений исследовало эту тему в различных утопических и антиутопических вариантах с примерами, когда использование „вечных“ товаров ограничивалось законодательно или намеренно ограничивался срок службы — автомобили рассыпались через год, одежда „ползла“ через два сезона.

Если посмотреть внимательно на развитие технологий в последние годы, чётко видны два главных направления, которые „спасли“ промышленность (оставим в стороне остальные пока):

  1. Ускоряющийся технический и социальный прогресс, когда новые товары не нужны, а интересны потребителю, и, соответственно, продаются маркетинговыми ухищрениями
  2. Усложнение предлагаемых товаров приводит к уменьшающейся надёжности, также, как и необходимость постоянно обновлять ассортимент приводит к ухудшению качества в среднем (не хватает времени на качественную отладку линии — ещё только пошли первые результаты отказов и проблем, как уже нужно ставить на линию новую модель, по-новой настраивать саму линию и снимать с производства старую модель, только-только опробованную потребителем и уже ставшую „хорошо знакомой“)

Потребитель, как известно, делится на несколько категорий, и если отбросить новаторов и суперноваторов — основную целевую аудиторию для „интересных“ продуктов, которая как раз и берёт самое новое, чтобы опробовать его первыми, то остаётся около 75-80%% (в зависимости от рынка) нормальных, трезвомыслящих людей, которым важно не „что“, а „как“, насколько хорошо и эффективно в реальности оказывается то или иное предложение.

Эти люди остаются по пять лет на старом, более выгодном тарифном плане Би-лайна, предпочитают уже проверенную и давно снятую с производства модель телефона, они покупают продукты там, где это лучше, а не где престижнее и т.д.

Им важна надёжность, и взаимодействие с миром по принципу „купил и забыл“. Купил и забыл про видеосистему — смотреть кино, случайно ронять пульт ДУ, и нисколько не задумываться о том, что же именно обеспечивает эти функции и надёжность. Хочется сказать — „им даже не важна марка“, но, тем не менее, такие люди очень хорошо знают, что именно работает у них дома, достоинства и недостатки решения, которое уже есть, и требования, которые будут предъявляться к новой покупке, если потребуется замена.

Потребители упрямо выбирают надёжность. Автомобили, которые стоят копейки и ездят десятилетиями. Аудиотехника, которая была выпущена чёрт знает когда (у меня дома стоит магнитола Тошиба 83-го года издания, которая вся в пыли, но работает на удивление хорошо едва ли не круглосуточно в режиме „кухонного радиоприёмника“, и до прошлого года работала и в качестве магнитофона для хорошей музыки, до того оттрубив в своё время года четыре устройством ввода/вывода для zx spectrum), вечные бритвы, дешёвые ножи с „рваным“ краем и не требующие заточки, находясь в ежедневном использовании последние года три.

Ещё один хороший пример — расходящиеся по стране дешёвые часы „широко неизвестного“ производителя под брендом „Philip Persio“. Раньше я думал, что это только я такой сумасшедший минималист, чтобы покупать часы долларов за 10-15, и наслаждаться их незаметной работой в течение последних полутора лет, практически не замечая их вообще (и снимая по привычке только перед душем, всё остальное время находясь в браслете).

Ан нет. Поклонников у дешёвой, и при этом — непробиваемо надёжной марки становится всё больше. Фактов „китайского“ (то есть странного, то ли no-name, то ли напротив — очень даже brand-name, но в любом случае — весьма низкобюджетного) качества всё больше. Это наводит на мысли о том, что вполне возможно, что Китай станет поставщиком равно качественных и дешёвых продуктов.

Вот тогда мы похохочем.

 
 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments