:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

„Мементо“ Кристофера Нолана

„Memento“. Странный, очень странный и перекрученный фильм. Начинается так, что возникают ассоциации с Тарантино, продолжение уже просто греет душу энергичным стёбом от Гая Ричи, а переключения, скачки, джиттер всё сильнее бьют по восприятию, по мере того, как начавшаяся история приобретает всё более абсурдные, ирреальные черты. Окончание... Неожиданное. Резкое, сильное, ещё несколько минут оставляющее в недоумении, а по мере раскручивания пружины сюжета в голове обратно — усиливается страх, нагнетаемый последними эпизодами фильма.

Сюжет на первый взгляд довольно прост — молодой человек, который помнит о себе почти всё, в том числе, что он бывший страховой дознаватель, обнаруживает себя в мотеле. Он знает, что у него травма мозга, из-за которой всё, что с ним происходит, не откладывается в памяти. Кратковременная память для него больше не существует. Он помнит далёкое прошлое, кто он, как и что происходит вообще. Всё, чему научился и что узнал до стресса, снёсшего ему крышу. Всё, что после — не задерживается. Уходит с ветром.

Итак, он обнаруживает себя в мотеле. Никаких воспоминаний о том, где он. Никакого понятия, что вообще кругом происходит. Постепенно он обнаруживает фотокарточки и татуировки на теле, которые говорят ему о том, что он ищет убийцу жены и заодно они сообщают какие-то обнаруженные факты.

Лирическое о.: C этого момента я понимаю, что это — фильм для меня, так как хранение и обработка информации в таком формате, чтобы её было невозможно потерять — весьма актуальная задача. Не говоря уже о самых разных примерах организации примитивных систем, вроде постоянно пополняемых досье на всё, что встречается по пути.

Начинается фильм с убийства, и дальше идёт как бы в обратную сторону (конечно же, Тарантино и его „Криминальное чтиво“) — эпизоды из жизни этого молодого человека идут в обратном порядке, так что сначала мы узнаём, чем всё кончилось, и только потом уже развёртывается предыстория.

Каждый эпизод начинается с того, что Леонард Шелби обнаруживает себя где-то без всяких воспоминаний. И за какие-то минуты, а то и секунды ему нужно понять, что происходит вокруг. Заканчивается эпизод кадрами предыдущего фрагмента, так что „пирамидка“ сюжета строится с вершины, висящей в воздухе.

Как только напряжение первой трети спадает, уже возникает ощущение лёгкой скуки и искреннего спокойствия из-за того, что всё, что надо, уже произошло. Ты уверен, что понял, чем всё кончится. И интрига пущенного в задом наперёд повествования тоже постепенно приедается — более-менее интересными являются только чёрно-белые кадры из „хроники“, перебивающие основную сюжетную линию (привет, Гай Ричи и твоя прекрасная картина „Lock, Stock and Two Smocking Barrels“!) и объясняющие, в чём суть фактов, как они собирались и к кому ведут. Вот тут-то начинается самое странное.

По мере того, как разворачивается история, поведение людей вокруг становится всё более изощрённым, главного героя крутят волчком, путая в реальности, как в сетях — он становится управляемой и даже наивной марионеткой, в то время как мотивы, поведение и поступки его спутников только больше уходят в тень.

Вся вторая половина — это нарастающий саспенс, но саспенс не экшена, а полнейшего, до абсурда, непонимания того, что происходит. И больше всего держит осмысленность происходящего. Если бы это был Содерберг, я бы без колебаний просмотрел окончание на двойной скорости, а тут... тут всё жёстче, жизненнее, и в то же время — иррациональнее, а потому — интересно, увлекательно и эффектно.

Окончание... необъяснимо странное. С одной стороны, намёки, подсказки и предположения уже говорят о том, что будет финалом, но действительный оборот превосходит все ожидания — как эффектной развязкой, оставляющей десятки вопросов, так и ощущением бессмысленности фильма, героев, истории — всего целиком. Гнетущее ощущение, которое навсегда бы отбило желание смотреть фильм ещё раз, если бы не то, что по здравом размышлении понимаешь, как хорошо, тонко и грамотно построен столь глубокий сюжет вокруг пары философских тезисов.

Параллели... Много. Просятся одна за другой. Во-первых, это „12 обезьян“. Столь же жёстко, столь же абсурдно и глупо всё происходящее, с удивительным фатализмом и безысходностью, лезущей из сюжетных ходов. Во-вторых, это „Первобытный страх“, где тоже появляется прирождённый актёр-преступник, который до самого последнего момента воспринимается невинной жертвой...

Все три ленты, конечно, в первую очередь психологические триллеры, как бы ни выдавали „12 обезьян“ за фантастический боевик, или „Мементо“ — за криминальную драму. Все три объединяет не совсем привычное глубоко пропитанное эмоциональными метаниями „нуарное“ представление действительности. В „обезьянах“ его причиной становится вывод о неотвратимости рока, в „Мементо“ — мысль о том, что ты никогда не знаешь, кто ты на самом деле и что ты делаешь, а главное — истинных причин твоих действий. В „Первобытном страхе“ всё ломается в момент, когда мораль сталкивается с игрой без правил, и победителем выходят, естественно, совсем не высокие гуманистические ценности и этика.

Резюме: „Мементо“ надо смотреть пару раз. Сначала — как боевик, потом — как комедию. Тогда гарантировано удовольствие. К окончанию второго просмотра ваше подсознание само сложит все кусочки и вы поймёте, где режиссёр вас слегка провёл ради общей красоты картины, и почему не убили парня по имени Додд.

Разумеется, это просто обязательный к просмотру фильм для всех, кто занимается вопросами ИА и юзабилити. Что такое аффорданс бутылки вина, как применять „полароид“ для быстрого прототипирования и мелкие детали когнитивной психологии россыпью — всё это будет полезно, а общий антураж подкрепит обучение столь полезными эмоциями.

И, наконец, этот фильм стоит посмотреть, чтобы увидеть:

  • причёску Гая Пирса и его синюю рубашку;
  • Кэри-Энн Мосс и Джо Пантолиано в изящно отыгранном треугольнике двусмысленности;
  • шикарный момент „кто я? Я гонюсь за этим парнем! Ну, я достану тебя, ублюдок! Постой... Нет! Это он гонится за мной!“

А, да, про солипсизм там тоже есть, это же модно последние лет десять. Так что — да-да, есть там и про солипсизм тоже.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments