:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

  • Music:

[ дзс ] частичное окончание развлечения

Выводы закончены и выведены на печать. Погрешностей уже сейчас видно с десяток, но ведь нужно и рецензенту дать возможность на что-то указать... Да, ещё рецензия. Рецензия, да. Кошмар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В тоталитарном обществе внушение идей считается явлением весьма желательным - разумеется, если насаждаются идеи данного общества. В обществах иного типа его присутствие едва ли подозревается. Сказывается прямо таки магическое воздействие мифа о свободе прессы и волеизьявлений. Но именно это и делает почти каждого человека уязвимым с этой стороны. В настоящее время мнения специалистов расходятся в вопросе о том, представляет ли внушение идей (открытое или негласное) явление желательное или наоборот, а также является ли оно неизбежным или нет.

Известный востоковед Идрис Шах ([46], 6) так писал об этом явлении: "Одной из наиболее поразительных особенностей современного человека является то, что, несмотря на изобилие научных доказательств обратного, он чрезвычайно трудно усваивает истину, что его убеждения далеко не всегда связаны с его умственным развитием, его культурным уровнем, его системой ценностей, так что сам почти того не сознавая, он предрасположен к внушению идей".

Мне близка идея, что манипулирование как инструмент социального контроля, необходимо для поддержания стабильности социальных систем. Этот инструмент был создан цивилизацией. Уже давно замечено, что с развитием цивилизованности общества, усложнением его социальной системы из двух типов управления - насилия и манипулирования предпочтение все больше остается за последним. И неудивительно, что именно в демократических обществах уровень манипулирования существенно возрастает. Человека с дубиной и автоматом заменяет священник, психолог, журналист, социальный работник. Давно уже стало аксиомой, что нет общества без идеологии. Идеология крепчающим клеем скрепляет социальные структуры и с поражением какой-либо идеологии неизбежно разваливаются и социальные системы порожденные ею. Этому в истории примеров предостаточно.

Однако с развитием приемов манипулирования массовым сознанием, этот инструмент социального контроля стал заметно деформировать социальные системы. И эта деформация прежде всего касается демократического общества, суть ценностей которого стала значительно выхолащиваться. И прежде всего это касается базовых ценностей демократии - свободы мнений и свободы выбора. Не удивительно, что исследователи социальных процессов все больше склоняются к тому, что и свобода мнений и свобода выбора не больше чем миф, декларированные ценности не связанные с современными политическими реалиями.

За последнее столетие бурное развитие методов работы с обществом психологии привело к созданию высокоэффективных программ, ориентированных на социально-психологическое воздействие. И, как это часто случается с научными разработками, эти программы стали оружием правящих элит, стремящихся с их помощью сохранить и укрепить свою власть. И могущество этого оружия усилено почти глобальным влиянием СМИ на формирование массового сознания.

Соединение современных технологий манипулирования с силой всепроникающих средств массовой информации дает поразительные эффекты. Распространение информации неизбежно обратилось в распространение той или иной идеологии, а рассуждения об объективности СМИ, их роли арбитра политических и социальных процессов - сказкой для простофиль.

Эта работа - попытка заглянуть в "колдовскую" кухню средств массовой информации, в ту самую их темную кладовку, где варится "приворотное зелье" для нужд оболванивания масс. И особое внимание обращено на рецептуру "колдовских снадобий", предназначенных для массового употребления.

Не секрет, что в нынешних демократических обществах "вопрос о власти" напрямую связывается с вопросом о технологиях. Побеждает тот, кто владеет более совершенными инструментами социально-психологического воздействия. Что совершенно очевидно доказывает практика предвыборных кампаний. Но если на Западе выбор той или иной партии чаще всего приводит к смене той или иной промышленно-финансовой группировки, перераспределение прибылей между теми или иными монополиями, то в России выбор партии означает весьма существенную ломку общественной системы.

Самое печальное заключается в том, что западные обыватели, давно уже познакомившиеся с теневой стороной демократии, имеют "прививку" от воздействия слишком уж откровенных средств оболванивания, а у российского жителя таковой иммунитет в основном отсутствует. До сих пор у немалой части обывателей в этой стране осталось наивное представление о том, что "раз это напечатано в газете или сказано по телевидению - значит правда".

Специалисты по управлению социальными процессами не перестают удивляться тому, что давно уже отверженные западными пропагандистами штампы в нашей стране работают. Что там уж говорить о более тонких приемах манипулирования массовым сознанием.

До недавнего времени наши властвующие элиты были вполне удовлетворены приемами агитпропа. Но в быстро трансформирующемся обществе все меняется, что доказывают последние выборы в Государственную Думу и последние президентские выборы. Все чаще российская элита вербует специалистов, владеющих технологиями управления социальными процессами.

Анализ структуры современного российского общества показывает, что у нас в стране существуют социальные группы со своими специфическими интересами, заинтересованные в формировании массового сознания. Также очевидно, что в России есть специалисты, готовые эти их притязания удовлетворить на самом высоком технологическом уровне. Очевидно и то, что сложившиеся в стране условия нисколько не препятствуют эффективности манипулятивных программ, ориентированных на трансформацию массового сознания, что просто опасно в условиях финансовой несостоятельности средств массовой информации. И есть все основания предполагать, что механизмы этой высокоэффективной "машины оболванивания" уже запущены.

В этой работе я попытался описать и классифицировать основные технологии манипулирования уже освоенные российскими специалистами по модификации массового сознания и наложить реальность на матрицу законодательства, которое призвано стать регулирующим инструментом государства, предназначенным для стабилизации состояния общества и построения цивилизованных отношений в нём. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что область информационных технологий, которые нацелены на работу с данными о среде, о событиях в ней, является одной из самых бурно развивающихся, и в то же время - самых "диких" и закрытых от широкого круга людей, а потому - изобилующих злоупотреблениями различного масштаба.

Основным полем применения этих технологий являются выборы, когда перед избирательными командами стоит задача максимально охватить контингент избирателей и "обратить" их в свою веру за ограниченные сроки. Впрочем, выборы - лишь частный случай применения мощного политического и психологического оружия для достижения целей. Всё общество в целом находится под мощным информационным воздействием средств массовой информации, которые и открыто и завуалировано пытаются влиять на свою аудиторию. Самым очевидным примером этого является реклама товаров и услуг, реклама политических течений и интересов, всего чего угодно, вплоть до стиля жизни и образа мышления - всё это можно создать с помощью информационных технологий при правильном применении.

Так как именно на государственных и муниципальных органах управления лежит надзорная и регулирующая функция, разрабатываемое ими законодательство в идеале стремится учесть все "находки" информационных и политических технологов и создать равные возможности для разных игроков. Это и приводит к постоянному развитию законодательной базы, которая хотя и не успевает за жизнью в полном масштабе, но почти всегда позволяет ограничить самые очевидные злоупотребления. Эволюционируют законы, эволюционирует нормативная база в целом, и едва покидая стены комитетов, эти документы и правила игры сами становятся частью инструментов манипулирования информацией.

Основными источниками права, которое можно назвать "информационным", являются все законы, касающиеся распространения информации: закон о средствах массовой информации, закон о рекламе и законы о выборах и проведении референдумов. Впрочем, изо всех них ключевыми являются первые два, определяющие "пороги дозволенности" и общие нормы.

Но функции государства и муниципальных образований не только в регулировании и надзоре - с тем же успехом органы управления сами принимают участие во влиянии на аудиторию для достижения различных целей и продвигая программы, представляющие федеральные и региональные интересы, для примера можно взять возобновлённые инициативы министерства обороны по формированию положительного образа армии в массовом сознании, а также практически непрекращающиеся кампании министерства по налогам и сборам, направленные на повышение результативности сбора налогов. Таким образом, государство, а на более низких уровнях - и муниципальные органы власти, выходят наравне с независимыми группами влияния на информационный рынок, где уже их собственная деятельность оказывается предметом регулирования. Информация, слово - вещь эфемерная и неосязаемая, поэтому нередко о существовании инструментов и технологий, работающих с этим предметом, говорят как о чём-то мифическом или несущественном. Но события последних десяти лет, показывающие нарастающую гонку "информационных" вооружений, подтверждают, что невозможно не считаться с информационным воздействием: игнорировать целый пласт управления можно ровно до той поры, пока это не коснётся каждого лично, и тогда уже будет поздно принимать решения - они будут навязаны наступающей стороной, и, при достаточно тонкой игре, даже не будут осознаны потребителем.

Манипулирование массовым сознанием в качестве инструмента социального контроля необходимо. Однако опасность манипулирования не столько в том, что оно искажает действительность, воздействуя тем самым на выбор человека, сколько в том, что по мере своего развития (внедрения в глубинные основы психологии человека) лишает человека выбора вовсе. Есть грань, когда манипулирование превращается из инструмента социального контроля в оружие массового поражения.

Анализ фактов свидетельствует, рано или поздно эта грань будет достигнута. Но прежде чем это произойдет необходимо разработать механизмы сдерживания и контроля над применением СМИ технологий манипулирование и прежде всего психотехнологий, рассчитанных на бессознательные процессы человек, модификации его психики. Что, конечно же, невозможно без всестороннего исследования современных технологий воздействия на массовое сознание.

В условиях, когда технологии манипулирования все более усложняются и распространяются, все меньше становится заметным, где представленная журналисту (аудитории) информация объективна, а где явно и целенаправленно искажена, именно способность отличать одно от другого, на мой взгляд, и отличает человека от марионетки. И искусство работать в сложном непрерывно меняющемся пространстве вероятностей становится ценнее с каждым уровнем - начиная свой путь на уровне массового сознания и каждого отдельного человека, оно растёт в могуществе, поднимаясь сначала на муниципальный и корпоративный, затем на региональный, на федеральный, а затем - и на международный уровень.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments