:: urbansheep (urbansheep) wrote,
:: urbansheep
urbansheep

Информационная фильтрация на примере запоминания телефонных номеров

Вчера муа стала запоминать один телефон из семи знаков и трёх цифр DEF-кода. И попыталась уловить зависимость в том, как телефоны сохраняются в память. Выяснилась интересная вещь, в конце концов, но порядок размышления и наблюдений сам по себе заслуживает внимания.

Итак, вначале мне показалось, что запоминаются последовательности, которые были в непосредственном использовании не меньше пяти раз. То есть, пять раз набрала — и вперёд, код в памяти. После размышления и некоторых воспоминаний, оказалось, что это далеко не единственный, и даже не самый важный критерий.

Потом я решила, что, наверное, хранятся только наиболее часто активируемые последовательности — и снова всплыли в голове моменты, когда оказывалось, что часто используемые номера — никак не менее „незапоминаемые“. Тогда, решив уделить вопросу немного больше внимания, я устроилась в кресле и стала считать факторы, которые влияют на точность и скорость запоминания последовательностей телефонных номеров.

В процессе полевого теста выяснено, что для того, чтобы запомнить любой телефонный номер, требуется два-три повторения последовательности в любом мнемоусиливающем режиме.

Мнемоусиливающими являются режимы, когда информация вводится или выводится не через один канал восприятия, а через несколько — чем больше каналов задействовано, тем больше зацепок в памяти останется после проходящего по ней куска информации — не зря синестезия лежит в основе многих мнемотехник.

То есть, можно написать последовательность несколько раз (чувствуя движение), или набрать её на клавиатуре телефона (чувствуя координаты), или произнести вслух, и запомнить звучание, либо посмотреть на картинку и фиксировать в памяти её. Всё вместе помогает сохранить в памяти якоря для хранения чистой информации.

В любом случае, запомнить телефон можно, и это довольно легко. Но почему тогда запоминаются лишь избранные? Сказываются дополнительные факторы? Именно так. Причём, это скорее даже определяющие, а не дополнительные, факторы, и они таковы:

  • Важность номера — совершенно субъективная категория, которая определяется личными пристрастиями, приоритет первоочередной.
  • Перспективность — она известна ещё, как „прогнозируемый срок годности“, по истечении которого инфоблок, не использовавшийся за это время, из памяти вычёркивается, и вместо него остаются лишь указатели на то, где спрашивать или искать данную информацию, если она всё же будет затребована повторно.
  • Доступность номера — так, для многих клиентов номера записаны по три-четыре раза в органайзерах в разных местах, но, неизменно, для того, чтобы позвонить, мы лезем на сайт, или копаем в бумажках или запускаем поиск в архиве почты или в хистори — чем больше степень достижимости, тем меньше приоритет запоминания.
  • Частота использования — важно, но скорее на уровне „автоматизма“ — если телефон требуется часто, то его либо запомнят, либо запишут.
  • Простота запоминания — при развитом навыке „fast data grasp“ простота номера уже не критична, но если ни стимуляторов памяти, ни привычки нет, то запомнить 095 775-2121 проще, чем, скажем, 921 354-9829, хотя постепенно входит в привычку искать паттерны в цифровых последовательностях, и запоминать уже не блок в десять цифр, а несколько меньших и более осмысленных блоков.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments